17 апреля — праздник Входа Господня во Иерусалим. Приводим размышления иерея Романа Пудова

  «Имеяй престол небо, и подножие землю,
Бога Отца Слово и Сын соприсносущный,
на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед.
Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом:
осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев»
(стихира праздника на Господи воззвах)
Иерей Роман Пудов

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу» и ставши свидетелями того, как Господь «Лазаря умерша в Вифании, воздвигл еси четвородневна» мы подошли к селению Виффагии, что в окресностях Иерусалима. Здесь Господь посылает двух своих учеников, напутствуя их заданием: «идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне» (Мф. 21, 2). Сами не осознавая того, ученики явились исполнителями древних знаменательных пророчеств о Христе. Начало сбываться пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). Без труда исполнив просьбу Христа ученики «привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их» (Мф. 21, 7). Шествие на осле означало то, что Христос будет Царь мира, потому что кони употреблялись в военное время, а на ослах ездили в мирное время. Есть в этом действии Христа и более глубокий смысл. Ослица подъяремная, идущая позади ослёнка, на котором восседал Господь — это образ народа израильского, находившегося под игом закона, с его лицемерной и чуждой плодов духовных праведности. Ослёнок же, не обученный и не знавший ярма — образ язычников, не знавших закона. Также следует заметить, что по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) отрешение осла от привязи символизирует Учение Христово, освобождающее нас от исполнения греховной и плотской воли.

Христос в окружении учеников начал своё мирное шествие на осле, которые мы теперь именуем торжественным входом Господним во Иерусалим и празднично воспоминаем. «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге» (Мф. 21, 8) — всё это совершалось в знак почтения Христа, как земного царя. Восторг народа особенно усилился, по сказанию евангелиста Луки, когда Господь приблизился к спуску горы Елеонской (см. Лк. 19, 37), откуда открывался великолепный вид на Иерусалим. Торжественность шествия усилилась, когда к толпам народа, шедшим с Господом в Иерусалим на праздник Пасхи, присоединились толпы, вышедшие навстречу из самого Иерусалима, составившиеся из тех, которые ранее пришли на праздник или жили в Иерусалиме. «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21, 10 — 11).

Помимо резания ветвей и постилания одежд, шествие Христа сопровождалось радостными народными возгласами: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19, 38); «осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк. 11, 9-10). Все эти народные восклицания заимствованы из псалма 117, 19 — 29; в котором и предсказывается вход Господень в Иерусалим. Среди ликующего народа были и те, кому было не радостно — это фарисеи, их сердце всё больше ожесточалось от понимания происходящего. Вчерашнее из ряда вон выходящее чудо воскрешения Лазаря и нынешнее народное ликование, остановить которое было невозможно, заставило их в бессилии сказать: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Ин. 12, 19). Тем не менее распалаемые завистью фарисеи предприняли попытку остановить происходящее, обратившись ко Христу: «Учитель! Запрети ученикам Твоим» (Лк. 19, 39). Но Господь отвечает им, что невозможно уже теперь слабыми человеческими усилиями скрыть столь явственную славу Божию: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Столь знаменательна и торжественна была эта минута в жизни народа иудейского! Но, те же ли чувства испытывал Христос? Нет! Чем ближе Господь приближался к Иерусалиму, тем более величественная панорама города открывалась Его взору. Он приостановил шествие и заплакал: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк. 19, 42). Эти слова Господа и дальнейшие о разрушении Иерусалима являются пророческими и исполнились около 70 года. Войдя во святой град Христос пришёл в храм «и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Мф. 21, 12), напомнив всем «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Послушайте, что об этом говорил в проповеди своим современникам святитель Фаддей, архиепископ Тверской, будущий священномученик. «Подобно древнему Израилю, не легкомысленно ли было, ... и наше духовное ликование в день сей? Ибо углубили ли мы духовное торжество нынешнего праздника теми помышлениями о Кресте и страданиях, какие занимали Самого Господа, входившего в Иерусалим? Помышляли ли мы о том, что, хотя и дух Самого Христа был исполнен победного торжества при мысли о наступившем времени прославления Сына Человеческого, но путь к этой славе Он указал в Своих страданиях, сказав: „Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода“ (Ин. 12, 24), что лишь путем „возненавидения“ себя, то есть своих земных пристрастий, мы можем испытать истинное духовное торжество Христово и только следуя за Христом путем страданий можем „войти в радость Господа своего“ (Мф. 25, 21). Мы настолько поставили удовольствие земное правилом своей жизни, что иногда едва ли не его только ищем в самом храме и начинаем сильно тяготиться пребыванием в последнем, не испытывая непрерывного, хотя бы и чисто земного удовольствия».

Господь плакал, но весь мир недостоин единой слезы Богочеловека. Следовательно, легкомысленно было ликование народа. Всеведущий Сын Божий видел переменчивый нрав людей, те кто сегодня ликуют через пару дней будут вопить о распятии. Неблагодарные иудеи ветви древес, с которыми встречали Христа вскоре поменяют на колья и крест на Голгофе. Ныне мы — христиане пребывает на праздничном богослужении, держа в руках традиционные для нас ветви верб, проповедующих «общее воскресение» и грядущую победу Христа — Жизнодавца. В минувшую седмицу ваий Церковь за своим богослужением неоднократно наставляла нас подготовиться ко встрече со Христом, носяще в своих руках ветви добродетелей и чистоты. Прошло две тысячи лет от времён тех событий, но духовное состояние нашего народа и сегодня вызывает переживание. Как печально бывает входить в храм в этот воскресный день на вечернее богослужение, которое открывает собой Страстную Седмицу. Ещё утром храм наполняли толпы народа с ветвями в руках и улыбкой на лице, а теперь храм пуст и лишь осыпавшиеся на пол пушистые почки вербы напоминают о празднике. Не то же ли самое было тогда в Иерусалиме? То же. Поэтому Церковь и предостерегает нас дабы мы не уподобились древним богоборцам и зовёт верных своих на подвиг Страстной Седмицы следом за Господом такими словами: «приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (стихира на хвалитех в Великий Понедельник).

Христе Боже наш, по неизреченному милосердию Твоему сделай нас победителями безрассудных страстей, сподоби увидеть Твою славную победу над смертью, светлое и дающее жизнь Воскресение и помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (синаксарь Недели Ваий).

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»