В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

7 января — праздник Рождества Христова. Приводим размышления протоиерея Евгения Яшенькина

Протоиерей Евгений Яшенькин

Рождество Христово — самый важный среди двунадесятых праздников (выше этого праздника по статусу только Пасха, но она и выше всех двунадесятых праздников как «праздников праздник»), самый значимый по своему богословскому содержанию.

«Той чаяние языков» (Быт.49,10), сказал о Христе ветхозаветный праведник. Тем так и велико, всемирно Рождество Христово, что ждал Его и напряженно ждал весь мир, целые народы. Неужели же тогда народы, народ вообще был так возвышен в своих ожиданиях, надеждах, мыслях? Конечно, во все времена и во всяком народе бывало и бывает много людей, которые ничего не ждут, кроме обеда и сна, в лучшем случае — кроме богатства, покоя, разных утех. Но разве это люди? Такой человек «приложися (присоединился к) скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48,31). Во всяком случае не такие люди составляют народ, делают его сильным, живым, ведут его к будущему, а те, у которых ожидания, чаяния, мысли более высоки, чисты, духовны. И вот — для народов, ныне родившееся «Отроча Младо» (кондак) составляло предмет долгих, вековых, напряженных ожиданий. Таких напряженных, что можно сказать от ожиданий этих стоном стонала вся земля, целая вселенная.

И понятно, что особенно сильным это высокое ожидание было в лучшем из народов древнего мира, в народе, который за его хорошие качества Господь сделал Своим избранным народом, т. е. в израильском народе.

Ждали все с большим напряжением, и чем дальше, тем больше росло это напряжение. Чем больше рос грех, чем больше видели на земле зла, насилия, неправды, тем более усиливалось это ожидание. «Воскресни (восстань, поднимись), Господи, суди земли, яко наследиши во всех языцех (ибо Ты наследуешь все народы, — ведь Ты же владеешь народами). Доколе судите неправду и лица грешников приемлете (оказываете лицеприятие нечестивым)?» (Пс.81,8,2), -так с болью сердца восклицали лучшие в Израиле люди. От Него ждали, что Он «избавит нища от сильна, и убога, ему же не бе помощника; пощадит нища и убога и души убогих спасет, от лихвы и от неправды избавит души их» (Пс.71,14).

И по истине «всеми» народами. Что Его ждали с таким же напряжением и язычники — видно из того как приняли Его эти последние. Они приняли Его скорее, чем евреи. Они так и бросились ко Христу, когда Он пришел в мир.

Пришел Христос — и все сразу, очень скоро переменилось. Люди, уверовавшие в Него, стали жить прямо, как ангелы. У христиан не было бедных, не было презираемых. Всех питала и согревала общая любовь, общая ласка и кротость.

Правда, так было только, пока мало было христиан, когда в христианство шли лучшие люди, шли по убеждению. Но и потом, когда христианскими стали целые народы, все же меньше неправды и обид стало на земле.

Меньше их и теперь, чем в те ужасные времена, перед пришествием Христовым. Да, правда, много еще зла на земле, так много, что кажется, и меньше никогда не было и не будет. Но христианин не может не верить, что наступит когда-либо время на земле, когда на ней «будет святиться имя Божие, приидет царствие Его, будет воля Божия яко на небеси, и на земли». Не может не верить в это, потому, что каждый день молится он об этом и молятся с ним еще тысячи и миллионы душ. А Бог молитвы слышит.

И если для водворения всего этого, царства Божия на земле, нужно, чтобы на нее опять пришел Спаситель, — а это именно и нужно, — то христианину остается воскликнуть с апостолом, который говорил это тотчас после первого пришествия Христова: «Ей, гряди, Господи Иисусе» и услышать Божественный ответ: «Ей, гряду скоро» (Апок.22,20).

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»