Благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону

Дорогие братья и сестры, подошла к концу первая седмица Великого поста, которая раньше на Руси называлась «Федоровой неделей». Почему она носила такое название ни для кого не секрет. Все мы знаем, что в субботу первой седмицы православная церковь чтит память святого великомученика Феодора Тирона. Его наименование Тирон указывает на воинское звание - молодой воин (новобранец). Церковь не только празднует его память, но ещё и напоминает нам о чуде, которое совершилось в Константинополе через пятьдесят лет после его мученической кончины, примерно в 362 году.

Благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону

Согласно жития святого Феодора, он был родом из города Амасии в Средней Азии. Служил он в римской армии во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане, около 303 года. Во время проводимой по указанию императора Галерия кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам св. Феодор отказался от требования своего военачальника Вринка принести жертвы. Ему было дано несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. После его привели на суд к градоначальнику Публию. Исповедав себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа Спасителя. Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём христианка по имени Евсевия погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь.

В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить в империи поклонение языческим богам, знал, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой. Жестокий деспот приказал тогда градоначальнику Константинополя окропить все продукты на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения. Но Господь не оставил свой народ. Он послал своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксию и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо — вареную пшеницу из домашних запасов.

Мы не можем знать всей полноты неудавшегося замысла, но можно предположить, что после того как все христиане вкусили бы нечистой пищи, Юлиан планировал публично огласить, что христиане осквернили себя в самые святые для них дни. Эта скандальная новость не только нанесла бы тяжелый удар по репутации христиан, но и наверняка вызвала бы всевозможные смятения от нестроений в Церкви до общественных беспорядков. А это в свою очередь открывало для императора простор для дальнейших манипуляций вплоть до репрессий.

То, что Господь через великомученика Феодора Тирона, предлагает сохранить себя от нечистоты, является первым чудом этого дня.

Другое чудо — это чудо веры, веры людей. Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситуации был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей константинопольских христиан. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ Константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути.

Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего.

Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но испугавшись императорского гнева, мог отступить.

Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание.

Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца поста ограничить свое меню одним единственным блюдом — варёной пшеницей. Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговорочно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру!

И император Юлиан, и архиепископ Евдоксий, и константинопольские христиане и сам мученик Феодор — каждому из них пришлось столкнуться с выбором, который определил не только их личную судьбу и возможность личного Спасения. От их выбора зависели судьбы и возможность Спасения других людей. Как и Феодор, архиепископ Евдоксий и его паства смогли в нужный момент разглядеть Христа и встать рядом с Ним.

Христианину всегда предстоит делать выбор. Этот выбор может встать перед нами ежедневно, и даже ежеминутно: по какому пути нам идти. Быть с Богом или же пойти вспять? Может быть и так, что от нашего выбора будет зависеть и судьба окружающих нас людей. И выбор сделать совершенно нетрудно: Что за выбор между Светом Христовым и тьмой? Трудность в том, чтобы очи нашего сердца были достаточно чистыми и незахламленными сучковатыми бревнами, чтобы в нужный момент распознать Спасителя на фоне миллиона несущественных вещей и событий. Именно ради этого, раз в году мы и пытаемся проводить генеральную уборку нашей души Великим Постом.

«О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне,… оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения…умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших». (из молитвы св. вмч. Феодору Тирону)

Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»