День Святой Троицы. Приводим размышления иерея Алексия Щербенко

Наступил праздник Святой Троицы, празднование события сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. После чего они получили способность говорить на разных языках для проповеди воскресшего Христа по всему миру. Появились первые церкви по всей земли, поэтому этот день также называют днем рождения Церкви. Храм украшается на Троицу зеленью символом жизни в знак рождения нашей Церкви.

Иерей Алексий Щербенко

Какие размышления возникают об этом событии?

Прежде всего, размышления о любви Творца к нам грешным. Господь открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святой. Но это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Святая, Единосущная, Животворящая и Нераздельная.

Притом все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

Различие Их состоит лишь в том, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца. Как мы и свидетельствуем об этом в нашем Символе Веры, принятом на первых двух Вселенских соборах.

Христос через раскрытие тайны Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, — Отец, Сын и Святой Дух, — вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Прямого упоминания о Троице в Священном Писании нет. И все же есть события, описываемые в Библии прообразующие Троицу. Открывая Библию, мы встречаем первые слова Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В этих словах есть указание на то, что Бог имеет не одно Лицо, не одну Ипостась. «Каким образом?» — спросят некоторые. А вот каким! На еврейском языке эти слова звучат «Берешит бара Элогим», что дословно переводятся «в начале сотворил из ничего Боги...». То есть здесь указывается множественное число (Боги) приписываемое трем ипостасям Святой Троицы и глагол единственного числа (сотворил) указывающее на единство Творца, в данном случае трех Лиц Святой Троицы. Хотя прямо о троичности Бога не говорится здесь, но указывается на множественность Лиц и в тоже время единство Бога.

И далее, в начале этой же книги Ветхого Завета — книге под названием Бытие — встречаем указание на Божественную тайну Святой Троицы. Священное Писание говорит, что перед сотворением человека Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», чем указывается, что Бог — не одно Лицо. Но сколько именно Лиц в Боге и кто Эти Собеседники и Сотворители — о том указания здесь нет.

Также есть еще упоминание в Ветхом Завете, но уже более ясное, когда в видимом образе трех странников-Ангелов Бог является святому праведному Аврааму.

Новый Завет раскрывает тайну Святой Троицы еще более ясно — когда описываются события Крещения Иисуса Христа, Его Преображение перед учениками и Сошествие Святого Духа. Во время Крещения Христа был слышен голос Бога — Отца, говорящего: «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Бог — Дух Святой сходил на Иисуса в виде голубя. Во время Преображения Бога — Иисус Христос являл собой одно из Лиц Святой Троицы, Бог — Отец обратился к ученикам — свидетелям чуда: «Сей есть Сын мой возлюбленный. Того послушайте», и Бог — Дух Святой явился в виде яркого фаворского света.

Наконец откровение Святой Троицы совершается в явлении Бога Духа Святого и сошествия Его на апостолов в Сионской горнице. Дух Святой исполняет обетование Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа и завершает Его дело спасения.

Для христианина очень важно пытаться постигать эту величайшую тайну о Троице своей жизнью и духовным опытом, хотя и возникает множество трудностей на этом пути. Ведь на самом деле наш слабый ум, мыслящий земными категориями, не может вместить, как может быть три одним, и один тремя? Люди, не пытающиеся в этом разобраться, обвиняют верующих в Святую Троицу в троебожии.

Святой равноапостольный учитель словенский Кирилл пытаясь объяснить тайну Пресвятой Троицы говорил так: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом. Об этом говорит блаженный Августин: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь».

Для того чтобы легче было понять эту тайну нужно во-первых принять это на веру, а во-вторых стараться быть ближе к Богу посредством молитвы, таинств, соблюдения заповедей, поста.

И тогда с Божией помощью все сомнения рассеются сами собой. Христианин, подвизающийся таким образом, достойно сохранит данную при миропомазании «печать дара Духа Святаго», и примет Святого Духа, Небесного Царя, Утешителя, Духа истинного, Который везде находится и все наполняет, подает жизнь и Который вселится в такого христианина, очистит его от всякой скверны и спасет его. Аминь!

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»