Духовные размышления в день памяти великомученикa Феодора Тирона протоиерея Сергия Снопкова

Протоиерей Сергий Снопков

В пятницу 1-й седмицы Великого Поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается последование в воспоминание чуда, совершенного великомучеником Феодором Тироном. Этот славный мученик Христов был родом из Амасии Понтийской. Oн служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Будучи христианином с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.

Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, то воин Феодор наотрез отказался, за что был предан тяжким мучениям. Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник Публий приказал сжечь его живым. Благочестивой христианке Евсевии удалось выкупить его тело и перевести в Евханты, где и был воздвигнут храм в его имя.

Совершая память святому великомученику Феодору Тирону, во всех православных храмах в этот день освящается коливо и с благоговением вкушается верующими и это есть не только дань традиции, а есть воспоминание реального чуда, совершенного страдальцем через 50 лет после его кончины.

Император Юлиан-отступник, последний языческий император Рима, возымел намерение надругаться над христианами во время первой седмицы Великого поста: был издан приказ все продукты на рынке Константинополя окропить идоложертвенной кровью. Но Господь не оставил свой народ. Он послал Своего верного слугу Феодора и в видении архиепископу Евдоксу приказал, чтобы христиане не покупали продукты на рынке, а приготовили для пропитания коливо — вареную пшеницу.

Иногда мир, в котором мы живем говорит: ну зачем вам такие строгости, которые люди соблюдали 1700 лет назад, зачем строгости поста, зачем многочасовые службы, стояния, посещение храмов. Ведь современные люди могут просто Бога носить в своем сердце, а высвободившиеся время направить на многочисленные радостные «Телепраздники». Зачем вам говение и воздержание, чтобы быть счастливыми нужно «себе все позволить». Сейчас стало популярной новая формула: расслабляйся и получай наслаждение.

В годы гонений великомученик Феодор этой формуле противопоставил свою жизнь и погиб. И сегодня спустя 17 столетий Церковь помнит этого угодника, который не разменял свою жизнь на земные удовольствия, но твердо сказал: «Если вам нужна моя жизнь — берите ее, а веру свою я вам не отдам. Свою веру я отдам Богу».

Так же этот праздник важен для нас следующей мыслью: Бог хранит тех, кто постится. Хочешь, чтобы Бог хранил тебя — сохраняй пост. Тем, кто верен Богу, тому и верен Бог. Кто любит Бога, того и Господь любит. Кто поклоняется Богу, тому и Господь служит и помогает. Освященное в храме коливо мы вкушаем, чтобы укрепить себя во время поста и не слушать современных Юлианов-отступников.

А живший в IV веке Юлиан-отступник хотел жителей империи возвратить к «вере отцов» — к язычеству, к поклонению идолам, и в конце концов к обожествлению императора, т. е. себя любимого. Ему хотелось стать божеством и получать от народа божеское поклонение.

В нашей современной жизни, к великому сожалению тоже появились «юлианы-отступники». Казалось бы, более тысячи лет назад славяне крестились князем Владимиром в единой Киевской купели и всех идолов уничтожили. Но вот в XXI веке в разных местах поднимают головы «родноверы». Они говорят: «Нужно вернуться к вере отцов, предков, поклоняться древним богам: Белобогу, Велесу, Дажбогу, Лелю, Перуну, Сварогу». Одним из обрядов «родноверия» является прыгание через костер: и кто, будучи не очень сильным во время прыжка остается в середине костра — по их мнению эта жертва угодна «богам». И вот такое дремучее язычество некоторые пресвященные люди третьего тысячелетия принимают во всем объеме. К большому сожалению такие общества уже имеются в Казахстане.

Будем дорогие братья и сестры серьезно относиться к установленным Матерью-Церковью к однодневным и многодневным постам. Будем с верой и благодарностью к Богу в пятницу первой седмицы Великого Поста вкушать освященное коливо и возносить молитву великомученику Феодору Тирону, который являет всем нам пример твердого стояния в Православной вере и соблюдения ее правил и установлений.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»