История Православия на Пресновской земле

История строительства храма в селе Пресновка неразрывно связана с историей основания первых поселений в Северном Казахстане.

История Православия на Пресновской земле

Начало распространения Православия на территории современного Северного Казахстана было положено возведением Российской империей на юге Западной Сибири военных укреплений, входивших с состав так называемых Сибирских пограничных линий. В начале 40-х гг. XVIII в., в связи с вторжением джунгарских войск на территорию казахских степей, возникла реальная угроза безопасности южных рубежей России. Поэтому в сентябре 1744 г. правительство Российской империи принимает решение об укреплении границ и значительном усилении регулярных войск в Западной Сибири.

Строительство новой линии укреплений началось летом 1752 г. после личного обследования генерал-майором Киндерманом предполагаемой для строительства местности, а также после окончательного утверждения проекта Указом Сената 26 марта 1752 г.

Строительство линии длилось до 1755 г. На территории современной Северо-Казахстанской области располагались следующие военные укрепления: редут Пресногорьковский (ныне с. Пресноредут), крепость Кабанья (с. Кабанье), редут Пресноизбной (с. Екатериновка), крепость Пресновская (пос. Пресновка), редут Болотоколодезный (с. Новорыбинка), редут Саржанский (с. Сенжарка), редут Дубравный (с. Дубровное), крепость Становая (с. Становое), редут Гагарий (позже перенесен), редут Скопин (с. Маяк), крепость Святого Петра (г. Петропавловск), редут Плоский (с. Плоское), крепость Полуденная (с. Полудино), редут Медвежий (с. Медвежка), редут Чистый (с. Чистое) и крепость Лебяжья (с. Лебяжье).

Строительство этих укреплений положило начало первым переселенческим пунктам на территории Северного Казахстана, некоторым из которых предстояло в скором времени стать центрами приходской жизни.

Вместе с гарнизонами в степь пришло военное духовенство. Военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение — помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших и умерших.

Первыми храмами в укреплениях линии, вероятнее всего, были полковые походные церкви. Чаще всего это были палатки, иногда сборно-разборные конструкции, снабженные всем необходимым для отправления богослужения. Обычно они составляли имущество каждого военного полка и перемещались вместе с походным антиминсом и священником из укрепления в укрепление для совершения богослужений и исполнения треб.

Первой на линии была возведена деревянная церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в крепости Святого Петра (1766 г.). Несколько позже были построены деревянные церкви в крепостях: Пресновской — Михаило-Архангельская (1772 г.), Становой — Успения Пресвятой Богородицы (1772 г.), Полуденной — Михаило-Архангельская (1773 г.), Лебяжьей — Пророко-Ильинская (1774 г.). Вновь построенные храмы были обеспечены постоянным штатом священно- и церковно-служителей.

В 1778 штат церкви крепости Пресновской состоял из священника, дьячка и псаломщика. Стоит упоминания тот факт, что имя священника сохранилось в истории — это был отец Феодор Серебрянников, сохранилось и имя дьячка — Иван Серебряков. Среди документов той эпохи сохранилось интересное письмо-прошение о переводе Ивана Серебрякова к отцу в крепость Пресновскую.

К середине XIX века, первая деревянная церковь сильно обветшала (по некоторым сведениям в Пресновке был пожар, который и уничтожил первую церковь). В 1847 году на средства прихожан была построена новая деревянная однопрестольная церковь с колокольней. Церковь была освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила. Известно имя приходского священника — отец Иоанн Заборовский.

До 1895 года все станицы и поселки в церковно-административном отношении находились в подчинении Тобольской епархии.

Продолжительное время настоятелем храма в станице Пресновской был священник Василий Петухов (отец основательницы женского третьеклассного Архистратиго-Михайловского монастыря Анны Казиной (игуменьи Евпраксии).

Так, в списке церквей Тобольской епархии с обозначением состоящих при них священно-церковнослужителей от 28 декабря 1890 г. читаем: «в станице Пресновской при Михаило-Архангельской церкви значиться следующий церковный причт — священник Василий Петухов, диакона — нет, псаломщик Петр Робустов».

До конца XIX века все станицы и поселки Северного Казахстана в церковно-административном отношении находились в подчинении Тобольской епархии.

В 1895 году Указом Святейшего Синода было определено: «Учредить Омскую епархию и в состав оной включить всю Акмолинскую и Семипалатинскую области и, кроме того, те местности Томской и Тобольской губерний, управление коими из Омска облегчается близостью расстояния и удобствами сообщения».

К новой епархии отошли 18 церквей Петропавловского уезда, а также построенная к этому времени в г. Петропавловске Всехсвятская новокладбищенская церковь и церковь, строящаяся в единственном тогда в уезде крестьянском селении — Явленном.

Образование новой епархии потребовало пересмотра существовавшей ранее системы церковно-административного устройства, который выразился в изменении количества, состава и границ благочиний. В результате проведенных мероприятий на территории Петропавловского уезда оформились два благочиния: Петропавловское городское, объединившее городские приходы и храмы, а также благочиние с центром в станице Пресновской, объединившее приходы казачьих станиц и поселков, расположенных в юго-западной части уезда.

Всего по Омской епархии к 1904 г., было построено около 100 церквей, причем на территории Петропавловского уезда — 14.

Стремительный рост населения края, увеличение числа приходов потребовали дальнейшего совершенствования системы церковно-административного устройства уезда. В результате уже к 1900 г. на территории Петропавловского уезда создается 3 благочиннических округа:
Петропавловское городское благочиние (благочинный — настоятель градо-Петропавловского Вознесенского собора, протоиерей Алексей Михайловский),
благочиние 1-го округа Петропавловского уезда (благочинный — настоятель станице-Пресновской Михаило-Архангельской церкви, священник Никанор Попов),
благочиние 2-го округа Петропавловского уезда (благочинный — настоятель село-Явленской Михаило-Архангельской церкви, священник Порфирий Кубенский).

Приходы казачьих церквей Петропавловского уезда были многолюдными, поскольку, как правило, состояли из нескольких населенных пунктов. Так, к приходу Михаило-Архангельской церкви станицы Пресновской относились казачьи поселки Ново-Михайловский, Лапушинский, Островский и Казанский. Общее число прихожан здесь составило 4791 человека.

В марте 1903 г. протокольным постановлением Омской Духовной Консистории за № 37 в целях достижения удобства в управлении было решено создать на территории Петропавловского уезда четыре благочиннических округа.

В 3-й благочиннический округ (центр — станица Пресновская) вошли 10 приходов станиц Пресновской и Новорыбинской, поселков Кабановского и Становского, а также сел Михайловского, Троицкого, Архангельского, Благовещенского, Дмитриевского и Семипольского. Благочинным округа был назначен священник Попов Никанор Николаевич (окончил в 1887 г. Тобольскую духовную семинарию по 2 разряду).

Первым помощником священника на приходе во все времена являлся церковный староста. Церковный староста — человек из мирян, ведающий хозяйством церковной общины. В Омских епархиальных ведомостях за 1908 г. мы можем прочитать следующее: «Утвержден в должности церковного старосты церкви станицы Пресновской Петропавловского уезда казак фельдшер Михаил Боярский».

Местное казачество активно помогало содержать храм и церковный причт. Так, газета Церковные ведомости за 1901 год (№ 25) сообщает: «От епархиальных Преосвященных поступили к Обер-Прокурору Святейшего Синода сообщения о том, что в память в ознаменование Священного Коронования Их Императорских Величеств: казаки станицы Пресновской Петропавловского уезда Акмолинской области пожертвовали в местную приходскую церковь две живописные иконы в сребропозлащенных чеканной работы ризах, с соответствующей событию эмалевою надписью, из коих — одна с ликом святителя Чудотворца Николая, а другая — святой мученицы царицы Александры и, кроме того, приобрели к сим иконам серебряную лампаду, израсходовав на все это 332 рублей».

Храм в станице Пресновской регулярно посещали Правящие архиереи Омской епархии. Например, во время посещения станицы Преосвященейшим епископом Андронником в 1913 году, в церковной прессе приводится следующее описание храма: «Его Преосвященство встретили: благочинный отец Жемчужников, священник отец Никанор Попов и отец диакон А. Горчаков. В храме обращает внимание сравнительно старинный иконостас с сребро-позлащенными иконами. Храм штукатурен, окрашен масляной краской».

На приходе существовала традиция 8 июля совершать торжественный крестный ход по станице, в память принесения копии иконы Абалакской Божией Матери.

В 1914 годах в храме служили священник Обудовский Петр Васильевич и псаломщик Карманов Иван Васильевич.

После революции храм постигла та же участь, что и тысячи других храмов по всей стране, когда церкви закрывали, а священство вынуждали оставить служение или же вовсе лишали жизни, как это случилось с клириком Пресновской церкви священником Стефаном Андреевым, которым погиб во время подавления Западно-Сибирского крестьянского восстания в 1921 г.

После крушения государственного атеизма, храм в селе Пресновском возродился на другом месте. Возрожденный храм был освящён 21 ноября 1999 года в день памяти архангела Михаила и прочих небесных сил. На освящении храма молились протоиерей Виктор Михейкин (ныне Архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир), протоиерей Сергий Снопков и диакон Виктор Мухин.

Первым настоятелем возрожденного храма стал иерей Дмитрий Парфенов. Отец Дмитрий родился 6 декабря 1956 года. В священный сан был рукоположен в 1994 году владыкой Елевферием. Иерей Димитрий почил о Господе 27 июля 2001 года. За столь небольшой период служения отец Димитрий запомнился прихожанам как ревностный пастырь. Большой заслугой почившего священника стала постройка нового храма, в котором проходят службы и поныне.

Вторым настоятелем храма в 2002 году стал протоиерей Дмитрий Тапеев. Родился 20 февраля 1973 года в с. Глубокое Соколовского района Северо-Казахстанской области. Окончил Петровскую среднюю школу Есильского района. 24 октября 1999 года рукоположен во диакона, 26 октября того же года — во священника. Окончил Тобольскую духовную семинарию. Батюшка прослужил у Престола Божьего 12 лет, весной 2014 году он трагически погиб в автокатастрофе. Прихожане запомнили его как ревностного, благоговейного, жертвенного служителя Алтаря Господня, усердного пастыря и прекрасного семьянина.

Третьим настоятелем в 2016 году стал иерей Сергий Пропустин. Родился 29 марта 1963 году. 11 июля 2015 был рукоположен в священный сан. Батюшка прослужил в храме до 2020 года. Именно благодаря стараниям и трудолюбию отца Сергия храм приобрел свое благолепие.

Четвёртым настоятелем возрожденного храма в 2020 году стал иерей Владислав Овчаров, который продолжает свое служение до сего дня.

При храме работает воскресная школа для детей. Ведется активная работа с детьми и молодежью. Директором Воскресной школы на протяжении ряда лет трудится Муляр Михаил Николаевич.

Приглашаем всех желающих посетить наш Храм Архангела Михаила!

История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле История Православия на Пресновской земле

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»