Клирик епархии принял участие в IV Всероссийской научно-практической конференции «Церковь, государство и общество в Российской империи в XVIII — начале XX веков»
27–28 апреля в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Церковь, государство и общество в Российской империи в XVIII — начале XX веков».
Научное мероприятие, традиционно проходящее в стенах Академии на Неве, вновь объединило церковных и светских ученых, преподавателей духовных академий и семинарий, богословских и светских университетов для обсуждения современных исследований в области истории Русской Православной Церкви.
Открылась конференция пленарным заседанием.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в академической профессорской. Участники встречи разделили свои доклады на 9 секций по следующим темам:
«Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период. XVIII век»;
«Православное духовенство и церковный приход в синодальный период», «Высшее духовное образование и богословская наука в Российской империи»;
«Внутренняя и внешняя миссия. Взаимоотношения Русской Церкви с греческими и славянскими Поместными Церквами»;
«Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период. XIX век»;
«Особенности церковно-государственных отношений в синодальный период. Начало XX века»;
«Конфессиональная политика Российской империи. Межконфессиональные отношения»;
«Храмы и духовенство Санкт-Петербургской епархии»;
«Среднее и начальное духовное образование в Российской империи. Школьное религиозное образование».
В последней секции с докладом «Повседневная жизнь Омского епархиального женского училища глазами воспитанницы Анны Николаевны Тверитиной (1915 — 1917 гг.)» принял участие клирик Петропавловской и Булаевской епархии магистр богословия иерей Михаил Березин.
Синодальный период истории Российской Православной Церкви отмечен высоким уровнем конфессионального религиозного образования. Выстроенная XVIII — XIX вв. разветвленная сеть конфессиональных учебных заведений позволяла получить доступ к начальному, среднему и даже высшему образованию выходцам из духовного сословия не только центральных губерний Российской империи, но и ее окраин. Логика развития духовного образования способствовала появлению в конце XIX в. учебных заведений для дочерей духовенства. Характерным примером последнего можно считать открытое в 1906 г. Омское епархиальное женское училище, дающее своим воспитанницам педагогическое образование. В основу представленного доклада положен дневник воспитанницы училища Анны Николаевны Тверитиной, в котором достаточно подробно раскрывается повседневная жизнь учениц, их мировоззрение, описываются личности начальствующих и учителей. Кроме того, дневниковые записи носят на себе характерный отпечаток последних годов существования Российской империи и могут рассматриваться в качестве памятника эпохи.
Всего в мероприятии приняли участие 78 докладчиков из различных духовных учебных заведений России и ближнего зарубежья, а также представители приходов и монастырей Русской Православной Церкви.
- 918 просмотров