В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы

Размышления в неделю вторую Великого поста

Иерей Краснощек Артемий Иванович

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11)

Сегодня Святая Церковь, отцы, братья и сестры, молитвенно прославляет память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Родился он в Малой Азии в 1296 году. Получил высокое светское образование в Константинополе. По достижении 20 лет удалился на Святую Гору Афон, где проходил путь подвижничества в монастыре Ватопед. Из-за угрозы нападения турок в 1326 году вместе с братией он перебрался в Солунь, где был рукоположен в сан священника. В 1331 году Григорий возвратился на Афон. Здесь он был назначен игуменом Есфигменского монастыря, а также занимался богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. На Константинопольском соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. Собор принял положения Святителя Григория о том, что Бог, недоступный в Сущности Своей, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными.

Святитель Григорий, как и все православные отцы, учил о необходимости молитвенного подвига, об очищении сердца, ибо только «чистые сердцем… Бога узрят» (МФ 5,8). Задача христианской жизни состоит в хранении ума и сердца от всего греховного. Христианин, очистивший ум и сердце, обретает неизъяснимый покой и радость, и его просвещает благодатный Свет. Подобным Божественным Светом сияли все святые, которые на иконах изображаются с нимбами вокруг головы.

За Божественной Литургией сегодня мы слышали в Евангельском повествовании о чудесном исцелении расслабленного человека Иисусом Христом, что произошло на глазах у всех присутствовавших. Совершив чудо, Господь сказал человеку, который не владел ни руками, ни ногами, следующее: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5). Окружавшие Господа книжники, услышав такие слова, стали роптать, размышляя: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2,7).

Сердцеведец Господь, видя их внутреннее состояние, сказал им: «Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2,9 — 11). Больной взял постель и пошел домой.
Душа человека, не утвердившаяся в добре, легко уязвима грехом. Христианину тяжело становится на сердце от утраты покоя после совершенного греха. Милосердный Господь даровал человеку всеисцеляющее средство — таинство Святого Покаяния. Нет греха, которого бы не могло отсечь это таинство. Кровоточащую рану души земные человеческие средства не исцелят, не успокоят, потому что духовный недуг врачуется духовным средством. Покаяние — это врачевание, без которого недугующая душа умирает, гибнет навеки. Это сила — которая поднимает любого грешника, как бы глубоко он ни пал. Покаяние обращает преступника в праведника, мертвого духом в наследника вечной жизни.

В Священном Писании и святоотеческих творениях отмечается, что покаяние должно быть истинным, должно вести к изменению нашей жизни, к настоящему перерождению. Для того, чтобы принести настоящее покаяние, важно знать истинную цель и смысл своей жизни.

Целью нашей земной жизни, как благовествует Евангелие, является наследование вечной жизни, а смысл ее — в приготовлении души, потому что «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие» (Деян. 14,33). Для того Христос Спаситель воплотился и совершил жертвенный подвиг искупления, чтобы дать нам силы и указать путь к осуществлению смысла нашей жизни: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6.56–57) — указал Господь.

Что же такое вечная жизнь? Некоторые думают, что бесконечность бытия и есть жизнь вечная. Другие считают, что она начинается лишь за гробом. Оба эти представления неточны. Вечная жизнь отличается от земной, прежде всего, качественно: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут вот оно здесь или: вот там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17,20–21).

Весьма важно отметить, что Царствие Божие может начинаться еще на земле, а за гробом оно развивается и совершенствуется. Апостол Павел раскрывает содержание Царствия Божия, которое начинается еще внутри человека, оно — «не пища и питие, но праведность и мир, и радость в Святом Духе» (Рим. 14,17).

Правильно поступает человек, который ежедневно думает о том, для чего живет на свете и что будет с ним после смерти. Самое удобное время для размышления об этих важных вопросах — время Святого поста — дней трудов молитвы и покаяния, умеренности и воздержания, дней, когда мы очищаем себя от грехов.

Священное Писание призывает нас с вами в евангельском чтении к Покаянию. Данный призыв органически взаимосвязан с поприщем св. Четыредесятницы как благоприятного и спасительного периода для духовной жизни христианина, выражая его сущность и значение. Покаяние — это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божия к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах — наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Св. Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, подлинно очищает людей.

«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» — вопрошал некогда одаренный благодеяниями Божиими пророк Давид и отвечал: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115, 3–4). Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать «со страхом Божиим и верою» к святым таинствам Церкви, чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения со Христом Спасителем в таинстве Евхаристии и наследования вечной жизни. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»