Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

Иерей Павел Владимирович ОлесиюкВот уже 4 недели продолжается Великий Пост. Все мы его с разным успехом стараемся придерживаться. И всё-таки человек, который пытается соблюдать пост, нередко встречает непонимание со стороны своих близких неверующих людей. Нашим невоцерковлённым родственникам бывает порою трудно объяснить, для чего же нужно это самоограничение — Великий Пост. Обычно, когда спрашиваешь у наших прихожан — для чего вы поститесь? для чего нужен пост? — то, как правило, следуют ответы: для очищения, для покаяния, для подготовки к светлому празднику Пасхи — Христову Воскресению. Но все это часто не воспринимается людьми неверующими, и непонимание это может продолжаться довольно продолжительное время, им наш пост кажется эдаким чудачеством. И нередко в возражении от лиц, далеких от церкви, можно услышать следующую мысль: «Для чего себя ограничивать в пище? Ведь современный образ жизни такой сумасшедший, работа такая тяжелая, выжимает все силы, постоянная моральная усталость, нервное истощение на работе и дома, отсутствие полноценного отдыха и питания. А тут еще себя добровольно ограничивать в еде, в просмотре телевизора, в проведении своего свободного времени за компьютером, лишать себя каких-то личных жизненных радостей».

Действительно, пост — это ограничение себя в каких-то удовольствиях, а не просто гастрономическая диета. И, конечно же, если ты не понимаешь, для чего это все нужно, каковы эти механизмы воздействия поста, то ты больше себе причинишь вреда, нежели пользы.

Мне запомнился один интересный пример. Когда я еще учился в семинарии, у нас была практика миссионерских поездок. Один раз в год, в светлую седмицу, весь состав учащихся семинарии делился на несколько группочек. Затем эти группы направлялись в разные города и областные центры, где проводились встречи с учениками, со студентами, с заключенными и т. д. Во время встреч были интересные беседы, мы поздравляли с Пасхой, исполняли свой особый церковный репертуар. Таким образом набирались опыта общения с людьми и публичных выступлений. И вот однажды, в одной из таких поездок, мне довелось побывать в Ханты-Мансийском автономном округе — это север Тюменской области. И что интересно и примечательно, так это то, что некоторые представители северных народностей хантов и манси также приняли Православие. И что меня удивило, так это то, как они постятся, как они держат Великий Пост. Во время Великого Поста они не едят толченую картошку и квашеную капусту! Мясо они едят каждый день и в пост и не в пост. Дело в том, что в северных регионах низкое содержание кислорода в атмосфере, и поэтому мясо для них — жизненно важный продукт. А вот картошка или квашеная капуста — это деликатес, завезенный, как они говорят, с Большой Земли. Поэтому нужно понимать, что пост — это, прежде всего, ограничение себя в жизненных радостях и удовольствиях, а не просто диета.

Для чего это нужно и для чего это делается? Человек является частью природы, думаю, что с этим согласятся как верующие, так и неверующие люди. Но тогда скажите, где еще в природе есть такое животное или такое существо, которое бы не испытывало чувство голода и было бы все время сыто и накормлено? Любое животное в природе вынуждено охотиться и искать себе пищу. И только с трудом добыв себе еду, животное испытывает чувство сытости. Но проходит время, и снова появляется чувство голода, это чувство вновь заставляет животное охотиться и заниматься поиском пищи. И чем сильнее это чувство голода, тем активнее животное охотится. Охота бывает удачной, а бывает и неудачной. И если охота не удачна, то животное продолжает голодать или, выражаясь церковным языком, поститься. Чувство голода — это нормальное, естественное чувство, которое испытывают в природе все животные. Точно так же устроен и наш организм. Должны быть сытые времена, когда организм накапливает запас питательных веществ, и голодные времена, когда организм отдает эти вещества. Так устроен наш организм, такова наша природа. Но что происходит с современным человеком? Благодаря прогрессу и техническим достижениям общества человек практически никогда не испытывает чувство голода.

В психологии есть такой термин, как адаптация, то есть привыкание. Да, человек ко всему привыкает, ко всему хорошему человек привыкает очень быстро. В школьном учебнике психологии за 8 класс приводится интересный эксперимент. Каждый из вас может его самостоятельно проделать в домашних условиях. Берется три ёмкости с горячей, теплой и холодной водой. Поместите одну руку в емкость с холодной водой, а другую — в емкость с горячей водой. Выдержите некоторое время, пока руки адаптируются к температуре. А потом одновременно обе руки поместите в третью емкость с теплой водой. И что произойдет? Та рука, которая раньше была в холодной воде, будет чувствовать тепло, а та, что была в горячей, сейчас будет чувствовать холод. Хотя обе руки находятся в одной среде — в теплой воде, но испытывают разные температурные ощущения.

Так каждый из нас, так или иначе, живет в своей теплой привычной среде. У каждого из нас есть трех-четырехразовое питание, крыша над головой, свои жизненные радости. К своей теплой среде человек привыкает очень быстро, и со временем она ему начинает казаться не совсем теплой, тогда и появляется необходимость искать что-либо «погорячее». Когда человек постится, добровольно лишает себя привычных удовольствий, то он, таким образом, помещает себя в холодные жизненные условия. Делается это добровольно, не жизнь ломает человека, не какие-то трудности, а он сам добровольно, под своим контролем, на определенный промежуток времени делает это. Затем, когда пост заканчивается, и человек возвращается в свои нормальные условия, они ему кажутся «теплыми». Человек умеет радоваться жизни, умеет быть счастливым, выдвигает к жизни реальные запросы, строит реальные, а не утопические планы. Если этого не делать, то человек превращается в ту старуху из сказки о золотой рыбке, которой вначале подавай корыто, потом возможность стать столбовою дворянкою, затем владычицею морскою. Такова человеческая психология, и с этим ничего не поделаешь, люди очень быстро адаптируются к своим жизненным условиям. Теряется адекватное восприятие действительности, хочется чего-то «погорячее», появляются несбыточные мечты, строятся воздушные замки. В конечном итоге все это рушится о суровые реалии жизни и получается, что у каждого второго депрессивное состояние, у каждого третьего невроз, у каждого четвертого психоз и пр. На первый взгляд мы шагнули вперед, есть достижения цивилизации в технике и технологиях, роботы и машины заменили труд человека. И, казалось бы, люди должны стать счастливее, должно больше освободиться времени на творческое и духовное развитие, но этого не происходит. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в нашу психиатрическую больницу, она переполнена людьми разного возраста, никто не застрахован от этого. Люди же, периодически держащие пост, вырабатывают тем самым силу воли, умеют не завидовать другим, не сломаться в трудные моменты жизни. Поэтому система постов и постных дней, введенная в древней церкви, имеет под собою глубокий психологический фундамент. Один из отцов древней церкви — великий святой преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы, в честь которого названа церковь-колокольня Ивана Великого, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Его бессмертное творение «Лествица, или Скрижали духовные», было написано в VI веке, как спасительное руководство к нравственной жизни. Хотя книга была создана для духовного совершенства иноков обители, любой христианин, живущий в миру, может получить с ее помощью надежного путеводителя в Царствие Небесное. Это сочинение христианского богослова, составленное из тридцати ступеней совершенствования, призвано научить человека, как бороться с пороками и страстями, как жить благочестиво и восстановить в душе образ Божий.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»