Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

 

Тропарь
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,
свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,
и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,
Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак
Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,
Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,
я́же и ри́зу нося́щи и́стины,
истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,
исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Ежегодно в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе, Православная Церковь молитвенно чтит память святых богоносных отцов Первого Вселенского Собора. В этом году Православная Церковь отмечает 1700 лет со дня этого великого события.

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви стали возникать ереси. Одной из опаснейших было арианство. Александрийский пресвитер Арий, отвергая, Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. На борьбу с этой ересью императором Константином I был созван Первый Вселенский Собор, который состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция) и продолжался более двух месяцев. Принято считать, что в нем участвовали 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

Как гласит церковное предание, на Соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил наглядное доказательство Единства Трех Божественных Ипостасей во Святой Троице. Он взял в руки плинфу (обыкновенный глиняный кирпич)˜и стиснул его — из него вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руках. «Вот три стихии, а плинфа одна, — сказал святитель. — Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

На этом же Соборе святитель Николай чудотворец, слыша богохульные речи Ария, не сдержался и ударил его по щеке, после чего был запрещен в священнослужении. Однако вскоре святым отцам Собора было откровение о том, что святитель Николай поступил так по истинной ревности о правде Божией, после чего он был немедленно оправдан и возведен в прежнее свое достоинство.

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

Решением Собора ересь Ария была обличена и отвергнута, а он сам отлучен от Церкви. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа.

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

Тогда же был решен вопрос и о дне празднования Святой Пасхи: с этого времени христиане не должны были праздновать Пасху вместе с иудеями. Для единого дня наступления Пасхи по всей империи было решено праздновать ее в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего не ранее дня весеннего равноденствия, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днем было признано воскресенье вместо субботы. Собор также установил двадцать канонов (правил), касающихся разных вопросов церковного управления и дисциплины.

В Вознесенском кафедральном соборе было совершено праздничное воскресное богослужение. Вечернее богослужение и Божественную Литургию возглавил ключарь собора протоиерей Сергий Первушин. Ему сослужили: иеромонах Серафим (Максимов), иерей Максим Абдулхасанов, диакон Владимир Бартоль, диакон Алексий Александрович. За богослужением пел архиерейский хор под управлением Анны Затай. По окончании богослужения совершили славление отцам первого Вселенского собора, а затем протоиерей Сергий огласил обращение Святейшего Патриарха Московского Кирилла по поводу празднования 1700 лет Вселенского собора святых отцов в 325 году в г. Никея.

Память Отцов Первого Вселенского Собора

Мы сегодня совершаем с благоговением и благодарностью память Отцов Первого Вселенского Собора, которые перед лицом лжи, поднявшейся на Христа, провозгласили церковную веру о том, что Он — поистине Сын Божий и Бог, равный Отцу и Духу.

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

Мы живем в век, когда вера кажется такой простой и очевидной; но она не всегда была таковой, и она не была таковой для многих. В это раннее время, когда человеческий ум в ужасе предстоял перед непостижимостью Божественного Откровения, людям, искушенным земной мудростью, особенно трудно было принять Христа как Живого Бога, непостижимого, не ограниченного ни временем, ни пространством, но, однако, пришедшего плотью жить среди нас, ставшего человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

То же самое искушение, из столетия в столетие, стоит перед лицом всех тех, кто погружен в мысли о земле и не готов встать перед тайной Божией и принять верой слово истины, Самим Богом сказанное.

С тем большим благоговением должны мы относиться к тем, кто в те дальние для нас времена, но времена близкие ко дням земной жизни Спасителя сохранил для нас и провозгласил во всей славе эту веру. Благодаря им мы поклоняемся во Христе Живому Богу; благодаря им мы знаем, что Бог непостижимый был Человеком и все человеческое принял на Себя, все освятил, все очистил, все сроднил с Богом таинственным и непостижимым.

С каким благоговением должны мы относиться к человеку и к тому миру, в котором это совершилось! Воплощение Христово, воплощение Слова Божия говорит нам о том, что человек настолько велик, что он не только может быть храмом Божиим, местом Его вселения, пребывания, но может сродниться с Ним так, как нам явлено в чуде Воплощения.

И еще эта тайна открывает перед нами величие всего созданного мира, потому что Сын Божий не только стал Сыном Человеческим, но Слово стало плотью; Бог не только стал Человеком, но и соединился с созданным веществом нашего мира. И мы видим, что тварь вся создана Богом так, что она может, опять-таки, быть не только храмом и местом Его пребывания, но соединиться с Самим Божеством.

Если бы только мы могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе обращались бы с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением!

Вдумайтесь в это. Апостол нам говорит, что мы должны не только в душах, но и в телесах наших прославить Бога; он возвещает, что придет время, когда Сын все покорит, и тогда, покорившись Отцу, Ему все предаст, и будет Бог «всяческая во всем». Работаем ли мы над тем, чтобы эта слава осенила, охватила, пронизала нас, каждого человека вокруг, всю тварь?.. Вступим в этот путь созидания благоговейного, трепетного, но и ликующего о славе Божией и о славе твари и станем вместе с Богом строителями вечности. Аминь.

Митр. Сурожский Антоний

Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325) Неделя 7 по Пасхе, Память святых отцов Первого Вселенского Собора (325)

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»