Неделя вторая Великого поста — Святителя Григория Паламы. Размышления иерея Павла Олесиюка

Иерей Павел Олесиюк

Каждый год мы молимся святителю Григорию Паламе во второе воскресенье Великого поста. В Церкви нет ничего случайного. Значит, нам следует внимательно рассмотреть жизнь и слова святого, чтобы получить пользу.

Первое, что приходит на ум при имени святителя Григория — это Божественный свет. Святой защитил православное учение. А именно: человек, очищая душу, ещё при жизни может увидеть своим сердцем свет Бога. Не природный свет, который Бог создаёт, а Фаворский свет, исходящий от Самого Господа.

Для посторонних людей время поста выглядит тёмным и мрачным. Для церковных людей дни поста сияют светом. Святитель Григорий провозглашал реальность этого духовного света в те годы, когда усилия поста высмеивались.

Люди, далёкие от истинного поста, старались указать Церкви, как учить о Боге. Афонских монахов, обретавших знание на деле, а не из книг, поднимали на смех. На старцев клеветали, писали доносы, гордо блистали умом и ловкостью речей.

Святитель Григорий защищал истину. Это стоило ему многих скорбей, клеветы и тюремного заключения. Истина восторжествовала. Всем буквально стало видно, кто прав. При кончине святого его тело и келия стали источать свет. А противник монахов еретик Варлаам обличил сам себя, перейдя в католическую унию.

Вторая важная тема жизни святителя Григория — это учение о постоянной молитве. Афонские старцы усиленно совершали Иисусову молитву. Некоторые совершали её чаще, чем дышали, выполняя призыв святого апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:16-18).

Святитель Григорий Палама учит нас по мере сил следовать их примеру: «Пусть никто не думает... будто одни лица священного сана и монахи имеют долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все мы, христиане, имеем долг всегда пребывать в молитве... Примите во внимание и способ молитвы... Когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьём, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Пост и молитва — две добродетели, побеждающие дьявола и приводящие к Богу. В жизни святителя они дополнялись третьей — совершенной любовью.

Святой хотел уединения, но ради пользы духовных чад, шёл в шумные города. Когда нужно было защитить веру, помочь несправедливо обвиняемым, святитель выходил из одиночества и молчания.

Назидательно для нас посмотреть на реакцию других людей. Одни верующие радостно принимали святого, другие по незнанию и клевете враждовали. Святителя бросали в тюрьму и продавали в рабство.

Но он не злобился. Он работал не ради людей, а ради Бога. И со временем вчерашние противники были побеждены его любовью и терпением.

Третий урок святого в совершенной любви. Когда ты любишь и не заботишься о мнении со стороны. Нам полезно размышлять об этом. К сожалению, мы склонны выставлять напоказ даже самые маленькие добрые дела и ждать похвал или благодарности.

Святитель Григорий показывает нам путь во время Великого поста. Зовёт за собой. Пост соединяет с молитвой. Молитву призывает творить постоянно. Освещать свои дела, чтобы увидеть свет Божий ещё при жизни. Увидеть ни телесными очами, а сердцем.

Наш свет будут проявлять добрые дела и соблюдение заповедей. Наш верный путь будет проявлять единство со святыми отцами Церкви — людьми, которые уже пришли к Богу и зовут нас за собой.

Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»