Память святого вмч. Феодора Тирона. Приводим размышления протоиерея Димитрия Жульсарина

Протоиерей Димитрий Жульсарин

На первой седмице Великого поста, в пятницу, совершается определенный чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону.

Освящение колива совершается по следующему случаю. По кончине святого равноапостольного Константина Великого, Римская Империя через несколько кратких преемств, досталась одному из его сродников — Юлиану. Как святой Константин был избранным сосудом благодати, так несчастный Юлиан оказался явным сосудом погибели и отвержения. Одним из первых действий его темного царствования было то, что он отверг Христа и Евангелие, и обратился к языческим идолам. Явного гонения на христиан он не поднимал, не по жалости к ним, а по уверенности в безуспешности христианства. И вместо открытого преследования началось гонение тайное, злохитрое. Богоотступник то низводил христиан с постов и достоинств, якобы противных их смирению. То лишал их достояния и имущества, якобы, несовместимых с нищетой. То запрещал им учиться наукам под предлогом, что все нужное для христиан содержится в Евангелии. То вызывал из заточения еретиков, дабы их кознями смутить Церковь Христову.

Действительно, человек, находящийся в заблуждении атеистическом страшен, когда в его руках оказывается власть. Но когда у власти оказывается богоотступник, когда он знает веру, знает Евангелие, и отвергает это сознательно — это еще страшнее. Господь сказал: «Всякий грех и хула простится человеку, хула даже на Сына Человеческого», на Иисуса Христа, потому что Христос пришел на Землю в образе раба, Он сокрыл Свое Божество под образом человеческим. И многие этим смутились. Они не понимали: как это Бог может быть человеком? Собственно, за что Христа и распяли, вменив Ему в вину этот смертный приговор: «Он делает Себя Сыном Божьим».

Между тем, Юлиан умыслил следующее. Наступала Святая Четыредесятница. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, богоотступник призывает градоправителя константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, а потому христианами считалось за оскверненное.

Никто не знал его замысла, потому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что окроплено было — так повелел Юлиан — в крови идоложертвенной.

Среди ночи, но не во сне, является тогдашнему епископу Константинопольскому некий светозарный воин и говорит, чтобы он немедля собрал духовное стадо свое, и дал ему знать, не покупать в следующие дни ничего, что будет выставлено на торжище. «Чем же пропитаться нам в эти дни, накормить столько людей? — вопросил святитель — ибо у многих ничего нет в доме». «Коливом или вареной пшеницей — ответствовал явившийся». «Кто же ты? — вопросил Патриарх. «Христов мученик Феодор» — ответил явившийся.

Святой Феодор был тот подвижник Христов, который, будучи воином, за много лет до этого времени в царствование злочестивого Максимилиана претерпел за Христа множество ужасных мук, и тем, после мученической своей смерти, заслужил в Церкви Христовой имя великомученика.

Святитель немедленно исполнил повеленное свыше, и христиане Константинополя сохранились от осквернения. А злочестивый Юлиан, видя, что замысел его разрушен, велел представить прежнюю свободу торжищам.

Что же мы можем для себя почерпнуть в этом событии? Во всей картине события поражает, прежде всего, устремленность древних христиан к чистоте, их ясное и четкое разграничение добра и зла, святыни и скверны, истины и лжи. Из приведенного описания мы понимаем, что христиане категорически не допускали никакого смешения веры — двоеверия, суеверия или использования каких-либо языческих и оккультных практик в своей жизни. Духом целостности, целостной мудрости проникнута их жизнь. Они всецело были устремлены ко Христу Спасителю и не хотели запятнать свою совесть даже в малом — в пище. Потому что на самом деле, действительно, вся наша жизнь складывается из мелочей, из малых дел, и только предельное внимание ко всем движениям нашей души, наших мыслей и повседневных действий может нам открыть самих себя, помочь узнать самих себя и привести к истинному покаянию. И только подлинное покаяние откроет нам приблизившееся Царство Божие.

Поэтому вступив во Святой Великий Пост и взирая на подвижническую устремленность наших праотцов в хранении чистоты Поста, будем и мы со всей доступной нам решимостью подражать их стремлению к чистоте, и, прежде всего, к чистоте сердца, а это значит очистить себя от всякого греха и пристрастий, и отвергнуть всякое маловерие, двоедушие и попытки совместить истину веры с ложью суеверий. Ведь только чистому сердцу открывается Бог-Спаситель, Которого все мы хотим узреть, дабы вечно прославлять во Святой Троице Славимого Бога Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»