Первая в Святом посту Пассия прошла в кафедральном соборе

С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим большое разнообразие молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Однако есть среди них особенное богослужение. Это богослужение называется Пассией (от латинского слова «passio», что в переводе на русский язык означает «страдание»).

Первая в Святом посту Пассия прошла в кафедральном соборе
Фотогалерея

За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней.

Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе...», взятый из богослужения Страстной Пятницы. После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется антифон службы Великого Пятка — «Днесь висит на древе...», в конце которого совершается поклонение кресту и следует обычное окончание вечерни.

Первая в этом Святом посту Пассия с чтением акафиста Страстям Христовым состоялась вечером 12 марта в Вознесенском кафедральном соборе. Богослужение совершили клирики собора: протоиерей Фёдор Бердик, иерей Алексий Щербенко, иеромонах Далмат (Прохоров), иеродиакон Амвросий (Горбунов), диакон Владимир Бартоль и диакон Михаил Березин.

Песнопения этой особой службы исполнил хор кафедрального собора под управлением Анны Александровны Затай.

Проповедь произнёс иерей Алексий Щербенко.

Во время служения Пассии мы как бы становимся сопричастны голгофским страданиям Христа, но эта сопричастность выражается прежде всего словами апостола Павла о необходимости распинать плоть «со страстьми и похотьми» (Гал. 5,24).

Нам не дано было присутствовать при Страданиях и Смерти Господа Иисуса Христа. Пассия, указывая на образ Христовых Страданий и Смерти, заставляет выверить нас свое духовное состояние. Принимаем ли мы на себя добровольный крест самоотречения и следования за Христом? Способны ли мы, как и Христос, также безропотно и смиренно переносить обиды и оскорбления от наших ближних и дальних. Можем ли мы, также как и Христос, искренне молиться за наших обидчиков? Хватает ли у нас сил добровольно распинать свои страсти, желания плоти и греховные помыслы, уподобляясь Христу, добровольно принявшему распятие и смерть за нас? Если это так, тогда мы воистину становимся причастниками Крестной Жертвы Спасителя, потому что праведная добродетельная жизнь сама по себе есть большой подвиг, она всегда связана с отсечением своей воли, борьбой со страстями и уподоблением Христу. Если же не стремимся мы к праведности, тем самым мы отрекаемся от Христа. И наши грехи становятся подобны тем язвам, которые наносили Христу Его мучители и убийцы. Об этом именно и говорится в акафисте Страстям Господним: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», то есть «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

Таким образом, в центре внимания Пассии выступает душа человека, уподобляющаяся Христу либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»