Православные приходы Петропавловска на рубеже XIX-ХХ вв.
На рубеже
В соответствии с
К началу ХХ века в Петропавловске имелось семь православных церквей, построенных в разные годы: Петропавловская Крепостная (1766), Покровская казачья (1813–1822), Васильевская (Зенковская) Старокладбищенская (1847–1851), Вознесенский собор (1865–1870), Покровская Тюремная (1887), Всехсвятская Новокладбищенская (1890–1894) и Мариинская железнодорожная (1899–1900). Как правило, храмы строились на местные средства, иногда на средства из государственной казны или из казны Святейшего Синода. В Петропавловске на средства прихожан были построены два храма — Петропавловская Крепостная и Покровская казачья. Другие — Васильевская, Вознесенский собор, Покровская Тюремная и Всехсвятская были возведены иждивением петропавловских купцов и представителей купеческих семей — Зенковых, М. Глазковой,
Из всех городских храмов приходскими были четыре: Петропавловская Крепостная, Покровская казачья, Вознесенский собор и Мариинская железнодорожная. Примерными границами приходов были: для Покровской церкви — подгорная часть города с казачьей станицей, Крепостной — район бывшей крепости и солдатской слободки, Вознесенского собора — центр города, Мариинской — поселок при железнодорожной станции. Границы приходов утверждались правящим архиереем по представлению благочинного священника.
Васильевская церковь, находившаяся на упраздненном кладбище, своего прихода не имела, была бесприходной. Богослужения в ней совершались в праздничные (особенно поминальные) и воскресные дни. Здесь постоянно, по просьбе родственников похороненных на кладбище, служились заупокойные службы — панихиды и литии. Бесприходной была и Всехсвятская Новокладбищенская церковь при действующем городском кладбище, но в отличие от Васильевской, в ней совершались такие требы как отпевание, венчание и крещение. Так, в 1899 году в ней было совершено 114 крещений, 8 венчаний и 97 отпеваний. Такое количество треб, исполненных в бесприходной церкви, можно объяснить большим наплывом переселенцев, следовавших через Петропавловск транзитом.
Вообще же, все требы прихожане должны были совершать в своем приходском храме. Обращаться в соседние приходы было запрещено церковным законодательством. Исключением являлось только крещение младенцев. Однако родители, если крестили младенца в другом храме, обязаны были взять выписку из этого храма и предоставить ее в приходскую церковь с тем, чтобы причт записал факт крещения в метрические книги.
Обычной практикой было наличие в приходах приписных церквей, расположенных в городе, а иногда и целых населенных пунктов в сельской местности с храмами и часовнями или без них. Так Покровская Тюремная церковь являлась приписной к Покровской казачьей, причтом которой по воскресным и праздничным дням в ней проводились богослужения. К Покровской казачьей церкви были приписаны и казачьи поселки Петропавловской станицы Сибирского Казачьего Войска — Кривоозерный, расположенный в 10 верстах от города, Новопавловский — в 7, Бишкульский — в 15 и Плоский — в 25, вместе с находящимися в них часовнями. В 1911 году в поселке Плоском была построена деревянная Николаевская церковь, но до 1918 года она оставалась приписной к Покровской казачьей.
Приписанными к городским приходам были и сельские населенные пункты, расположенные на территории соседней Тобольской губернии, входившие в границы Омской епархии.
Так, к приходу Крепостной церкви была приписана крестьянская деревня
В 1900 году все эти храмы были объединены в составе Петропавловского городского благочиния Акмолинской области Омской епархии под началом благочинного — протоиерея, настоятеля Вознесенского собора Алексея Васильевича Михайловского.
По данным справочного издания священника
Название прихода |
Общее число прихожан |
Из них мужчин |
Из них женщин |
Вознесенский собор Покровская казачья церковь Крепостная церковь Мариинская церковь |
2429 3892 2578 725 |
1199 1899 1278 331 |
1230 1993 1300 394 |
Всего: |
9624 |
4707 |
4917 |
Однако сведения эти, почерпнутые в основном из клировых ведомостей, не отражают точного количества членов приходов, которое зачастую значительно превышает указанное.
Социальный состав прихожан петропавловских храмов формировался исторически. Возведенная в 1766 году на территории крепости Петропавловская церковь в числе своих прихожан имела преимущественно военнослужащих Петропавловской местной команды, отставных военных и мещан, проживавших в Солдатской слободке. Расположенная в подгорной части города Покровская церковь неслучайно называлась казачьей, поскольку ее прихожанами были в основном казаки Петропавловской станицы.
Прихожанами Вознесенского собора являлись представители купечества, служащие государственных учреждений, интеллигенция, мещане и представители других слоев населения, проживавшие в центральной нагорной части города. Мариинская церковь посещалась преимущественно железнодорожными рабочими и служащими, населявшими поселок при станции «Петропавловск».
Для ведения
Для бесприходных церквей старосты избирались Петропавловской городской Думой, гласными только православного вероисповедания. Кандидаты на должность предлагались причтами этих церквей. В 1901 году старостой Васильевской церкви был утвержден купеческий сын Яков Кузнецов, а в 1903 году эту должность занял представитель купеческой семьи Зенковых — Николай Зенков. Бессменным старостой бесприходной Всехсвятской кладбищенской церкви являлся петропавловский купец и градоначальник Владимир Иванович Черемисинов. После смерти храмоздателей — супругов Хлебниковых, он добросовестно исполнил их волю, указанную в завещании и завершил строительство церкви. На протяжении всех лет существования Покровской Тюремной церкви старостой также был ее устроитель — петропавловский купец Василий Карпович Захарин.
Некоторые из церковных старост брали на себя обязанности ктиторов и время от времени оказывали храмам значительную материальную помощь. В мае 1895 года Епархиальное начальство объявило благодарность старосте Покровской казачьей церкви Арсению Седельникову, пожертвовавшему в свою церковь свыше 240 рублей. В 1901 году староста Покровской Тюремной церкви В. Захарин на свои средства украсил церковный иконостас позолотой, а староста Васильевской церкви Я. Кузнецов пожертвовал на ремонт иконостаса в своем храме 300 руб.
Неоднократно за пожертвования получал благословения Святейшего Синода и благодарности Епархиального начальства староста кладбищенской Всехсвятской церкви В. Черемисинов. Только в 1905 году он пожертвовал для храма «ценной утвари и икон» на сумму 955 руб. Церковный староста Вознесенского собора купец
Основной доход на содержание и благоукрашение приходского храма шел от продажи свечей. Помимо того, в каждой церкви стояла одна, а иногда и несколько кружек на различные цели: обновление иконостаса, приобретение ризы для особо чтимой иконы
Состав церковного причта в петропавловских храмах в основном соответствовал штатам 1885 года, которые определяли в приходах, насчитывающих менее 700 душ мужского пола иметь священника и псаломщика, более 700 — священника, диакона и псаломщика. Если в приходе было два священника, то на каждого полагался псаломщик. Так в Покровской казачьей церкви в 1900 году по штату положено 2 священника, диакон и 2 псаломщика, в Крепостной — священник, диакон и псаломщик, в Вознесенском соборе — протоиерей, священник, диакон и псаломщик, в Мариинской — священник и псаломщик.
Источники содержания причтов в петропавловских приходах были различными. Причт Вознесенского собора казенного или от прихожан жалованья не получал, а пользовался процентами с капитала в 13274 рубля, вложенного на вечное время за поминовение и служение ранних обеден в воскресные и праздничные дни — так называемого причтового капитала. В 1900 году эти проценты составили 645 руб. 30 коп. Причт Покровской казачьей церкви получал жалованье из войсковых сумм Сибирского Казачьего Войска: первый священник — 200 руб. в год, диакон — 70 руб., и два псаломщика по 120 руб.; второй же священник получал жалованье от прихожан казачьего сословия — 150 руб. Кроме того, имелся причтовый капитал в 400 руб., приносящий в год 20 руб. 20 коп. процентов. Духовенство Крепостной церкви содержалось за счет казенного жалованья из специальных сумм Святейшего Синода. Священник в год получал 174 руб. 58 коп., псаломщик — 58 руб. Диакону жалованье не было положено, он содержался на средства, получаемые из братской кружки и других доходов. Причтовый капитал церкви в 200 руб., приносил процентов 7 руб. 60 коп. в год.
Другими источниками содержания причтов были так называемые братские доходы, получаемые из братских кружек в качестве добровольных пожертвований прихожан. В Вознесенском соборе эти доходы в год доходили до 2500 руб., в Покровской — 1500, в Крепостной — 600. Эти суммы делились между членами причта.
Существенным материальным подспорьем для церковных причтов были церковные земли, делившиеся на две категории — собственно церковная (средства от использования которой шли на содержание храма) и причтовая, доходы от которой делились между клириками. Однако из всех городских церквей, только Покровская казачья церковь имела 300 десятин пахотной и сенокосной причтовой земли и 40 десятин лесных угодий, выделенных во временное пользование Хозяйственным Управлением Сибирского Казачьего Войска. Как правило, земли эти сдавалась в аренду за определенную плату, которая также шла на содержание причта.
Значительный доход приходскому духовенству приносили требы. В
Еще одной статьей доходов для некоторых членов причтов (в основном священников) было преподавание «Закона Божия» в городских и
Прихожане также обязаны были обеспечить членов причта жильем, для чего строились и покупались жилые дома, и дровами для отопления. Для проживания причта Вознесенского собора имелось два полукаменных дома, купленных за церковный счет с помощью прихожан, а в 1908 году выстроен еще один. Для проживания священников Покровской казачьей церкви имелись два общественных (
Диакон и два псаломщика получали ежегодно по 30 руб. квартирного пособия каждый, также из сумм казачьего общества. Для отопления своих квартир причт этого прихода ежегодно вырубал в своем лесном участке 100 погонных сажен березовых дров. Причт Крепостной церкви был обеспечен жильем, построенным на церковные средства.
В более привилегированном материальном положении находился причт Мариинской церкви, который полностью находился на содержании Управления
С 1864 года в Русской Православной Церкви в качестве формы организации приходской деятельности были введены
Однако в петропавловских приходах попечительства не нашли широкого распространения. К 1912 году только при Крепостной церкви формально значилось
Организационная и хозяйственная деятельность петропавловских православных приходов при общем соответствии правовым установлениям Русской Православной Церкви, отличалась рядом специфических особенностей, сформировавшихся под влиянием исторического и
- 6250 просмотров