Проповедь в неделю о Фоме настоятеля Петро-Павловского собора протоиерея Сергия Снопкова

ХРИСТОС  ВОСКРЕСЕ!

В течении десяти недель чадолюбивая Матерь Церковь готовила нас к Пасхальной ночи, готовила нас постом, молитвой, богослужебными текстами, особыми песнопениями и, по неизреченной милости Божией, мы вместе со всем Православным миром сподобились едиными устами и единым сердцем восклицать:

Всю Светлую седмицу богослужения совершались при открытых Царских вратах, при непрерывном торжественном пении хоров, при колокольном звоне в котором могли принять участие все желающие и даже дети, при ежедневном совершении Крестных ходов и непрестанном восклицании: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Но время неумолимо движется вперед. Наступившее сегодня воскресенье именуемое «Антипасха», «Неделя о Фоме» неожиданно приостанавливает нашу казалось безграничную радость и  дает нам две очень серьезные темы для изучения и вразумления .

Нам предлагается направить свое внимание на событие, происшедшее через 8 дней после Воскресения Христова, о котором повествуется в тропаре Праздника:

Предыстория этого события такова: Воскресший Христос в первый же день явился десяти апостолам, находившимся за закрытыми дверями «страха ради иудейска». Но в этот день отсутствовал апостол Фома. Когда же видевшие Господа ученики стали ему рассказывать об этой чудесной встрече, он  отказался этому поверить. И вот через восемь дней  Христос Спаситель вновь явился апостолам «дверьми затворенными» и обращаясь к Фоме позволил ему осязать язвы гвоздиные на руках и ногах, и вложить руку свою в прободенное ребро. Апостол Фома всю прошедшую неделю пребывал в глубоких сомнениях, он не верил случившемуся, и неверие его извинительно, потому что воскресение из мертвых есть такое необычайное событие, в которое сразу проникнуть нелегко, да и просто говоря не реально.

Уверив апостола Фому в Своем воскресении, Христос сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие».

И действительно: миллионы и миллионы христиан, последовавших за Христом на протяжении двух тысяч лет блаженны. Блаженны потому что, веруя воскресению Спасителя и исповедуя Его своим Господом, они не сомневаются в Его Божественности, не смотря на то, что не видели Его телесными очами, тем не менее они каждый воскресный день, прослушав очередное повествование Евангелия о явлении Воскресшего Господа, едиными устами восклицают: «Воскресение Христово Видевше…»

Блаженны они еще и потому, что за живую и деятельную веру Господь простит им все грехи их, удостоит их благодатного Своего общения и дарует им вечное спасение в Царстве Небесном.

Вторым важным моментом сегодняшнего Праздника является приветствие с которым Воскресший Христос обратился к Своим ученикам: «Мир Вам».

Это удивительное приветствие Спасителя должно помочь нам понять, что мир, согласно замыслу Божию, есть совершенно особенная ценность. Не может быть человеческого счастья, полноты жизни и благополучия без мира.

Еще до Своих страданий, смерти и воскресения, Господь, отправляя учеников на проповедь говорил: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь пока не выйдете, а входя в дом, приветствуйте его говоря: «Мир дому сему» и если дом будет достоин, то Мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то Мир ваш к вам возвратится».

Согласно толкованиям Святых Отцов под «Миром» здесь понимается всеобщее благосостояние, зависящее от спокойствия, здоровья, отсутствия вражды, споров и несогласий. А в переносном значении «Мир» - это спасение. «Мир» в словах Господа: либо входит в дом и остается там, либо будучи отвергнутым, возвращается к апостолам.

В течении суточного богослужебного круга, священник или диакон, начиная Вечерню, Утреню и Божественную литургию неопустительно произносят «Великую ектению», которая еще называется «Мирная».

Так же в особо важных местах богослужений епископ, либо служащий священник, повернувшись лицом к молящимся прихожанам, возглашают: «Мир всем» и осеняют приклонивших главы людей крестным благословением: архиерей двумя руками, а священник одной, правой.

Кто внимательно читал Послания святых Апостолов, тот конечно заметил, что почти все Послания начинаются словами преподания Мира Божия. Тем самым  Апостолы преподали Мир от Господа тем, кто будет читать их Послания, и вот уже 2000 лет через слово апостольское  вселяется в сердца читателей живой, действенный, динамичный Мир.

Христианин выходя из храма должен приложить максимум усилий для того, чтобы жить в мире со своей совестью, с семьей, с обществом. Для этого необходимо чтобы христиане жили во взаимопонимании, обходились друг с другом с любовью, носили тяготы друг друга (Гал.6,2), стараясь взаимно прощать и добродетельствовать.

Приобретая многими трудами и усилиями этот благодатный «Мир», а так же получая его через чтение слова Божия, через участие в Богослужениях и Таинствах христианин по слову преподобного Серафима Саровского, может стать источником, вокруг которого спасутся тысячи.

Постараемся побеждать в своей жизни вражду, ссоры, зависть, гнев, разногласия, соблазны, ненависть, пьянство, бесчинство.

Будем развивать и умножать плоды духа: любовь, радость, Мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5;22-23), ибо это угодно Спасителю нашему, даровавшему «Мир» людям и призывающему всех нас в Свое Царство славы. Аминь.

 

 

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»