Размышления иерея Алексия Щербенко в Неделю третью Великого Поста и в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы

Иерей Алексий Щербенко

Достигнув экватора Великого Поста, оказавшись в середине нашего пути к Пасхе, Воскресению Иисуса Христа, давайте посмотрим, что предлагает нам Святая Церковь для размышления и нашего подкрепления на этом пути! А предлагает Она нам в середине поста орудие победы над смертью — Крест Господень, который выносится в центр храма для поклонения в эту неделю потому и названной Крестопоклонной неделей.

Крест Господень сопровождает христианина в течение всей его земной жизни. Мы носим нательный крест на груди, как свидетельство нашей веры, и осеняем крестным знамением себя, близких и предметы при молитве. Крест возвышается на храмах. Крест устанавливается также на могилах удостоившихся христианского погребения как знак надежды на воскресение к Вечной жизни. Крестом увенчан иконостас и его изображение встречаем на иконах и на предметах церковной утвари.

В годы учебы в духовной семинарии, мы семинаристы часто молились в так называемом братском приделе храма в честь Сретения Владимирской Божией Матери вместе с монахами монастыря. И в этом приделе на иконостасе под иконой Вседержителя была красиво вышита на материале надпись молитвословия: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва». Эти слова величественно возвышают значимость Животворящего Креста во всей вселенной, земного и небесного мира.

В неделю Крестопоклонную Христос обращается к нам словами Евангелия: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне Грядет» (Мк. 8:34). Эти слова вызывают у многих недоумение или смущение, а для каждого христианина эти слова имеют особое значение.

Современный человек зачастую следует лозунгу «бери от жизни всё» и стремится к бесконечной череде удовольствий и наслаждений, пытается изо всех сил максимально обеспечить себя комфортом. И бывает, что в этой погоне за мнимым счастьем страдает от наркотической, алкогольной зависимости, от любви к другой страсти, от собственного греха и стремления к греховной жизни, он не отвергается себя и не несет Креста, о котором говорит Господь. Такие страдания не приводят человека ко спасению его души. И часто Бог по Своей любви к этому человеку дает возможность понести настоящие, крестные страдания — скорби, потери, болезни для спасения души, для очищения сердца. Именно это и является Крестом, о котором говорит Господь.

Достойное несение своего Креста — это несение его с терпением, без ропота с принятием испытаний как воли Божией. Особый пример близкий к нашей жизни являют собой новомученики и исповедники ХХ и ХХI веков.

Размышляя на эту тему, вспоминаются мне слова нашего духовного наставника в семинарии, наместника Сретенского монастыря, а ныне уже митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) о Кресте. Дословно не помню, но смысл такой, что, невзирая ни на какие препятствия, трудности, страдания и даже смерть, нужно исполнять волю Божию в нашем мире. Это и есть Крест в понимании Церкви.

И вот Великий пост предоставляет нам благое время таких размышлений, для молитвы и воздержания.

Также, братья и сестры, в этот воскресный день — 7 апреля мы празднуем событие, от которого берет свое начало Новый Завет. Это событие — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Праздник этот установлен в воспоминание евангельского события — явления Архангела Гавриила Пресвятой Деве с вестью о скором рождении от Нее по плоти Спасителя мира Иисуса Христа (Лк. 1:26–38). Само слово «благовещение» — это церковнославянский перевод греческого слова «евангелион», которое означает «благую, добрую весть».

Когда наступило время родиться Спасителю, Деве Марии был послан Архангел Гавриил. Это произошло спустя четыре месяца по обручении Марии с Иосифом. Архангел Гавриил явился Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия.

В недоумении Мария спросила Архангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. Тогда Архангел открыл Ей истину: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Пресвятая Дева, услышав волю Божию, доверилась всем сердцем Богу и смиренно отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Такое доверие и полное послушание воле Божией, такое смирение может иметь человек, который всем сердцем, всей душой, всей мыслью, всей крепостью, всей жизнью своей возлюбил Бога. Благовещение — это день благой, доброй вести о том, что среди всех людей нашлась Дева, которая так уверовала, и возлюбила Бога, что своей верой, смирением и послушанием удостоилась быть Матерью Сына Божьего.

Конечно, с одной стороны, воплощение Сына Божия — это дело Божией любви. Но вместе с этим как заметил святитель Григорий Палама — воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы, и оно было бы невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.

Будем, братья и сестры, радоваться этому благовестию! Потому что через рождение Спасителя стало возможным наследие нами Царства Небесного. И, взирая на Крест Христов, укрепимся, и вооружимся крестным знамением, и с Божьей помощью продолжим наше продолжительное шествие к Пасхе Христовой.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»