В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Размышления во II неделю Великого Поста. Святителя Григория Паламы

Иерей Евгений Кравцов — II неделя поста. Святителя Григория Паламы

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие христиане, сегодня идет вторая неделя Великого Поста. Церковь вспоминает в этот день Святителя Григорию Паламу, который еще при жизни стал носителем Божественной благодати. Он первым сумел объяснить делом и словом, что такое Божественная благодать. Родился в 1296 году в христианской семье. В 20 лет он уходит на святую гору Афон, где становится аскетом и исихастом. С греческого языка «исихия» – это «безмолвие», «тишина». Когда последователи низводят свой ум в сердце. Они непрестанно творили молитву и через это очищали свое сердце. И в этом святом состоянии они достигали особого состояния тесного соединения с Богом. У них очищались ум и сердце. Поэтому просветленные они часто видели Божественный свет, тот самый, который был показан апостолом на горе Фавор.

Были противники этому учению. Возглавил их Варлаам Калабрийский. У него было много последователей. Они учили, что сущность Бога недоступно постигнуть умом и сердцем человеческим. Его можно познать только философски через Писания и книги. Они утверждали, что Божественный свет на Фаворе, это ни что иное, как тварный физический свет. В защиту исихазма выступил Григорий Палама. Именно он в XIX веке разрушил ересь Варлаама, объяснил Богословское учение о Божественном свете, явленном на горе Фавор. Определили его как нетварную Божественную энергию, происходящую из самой природы Бога. Через умное делание мы соединяемся с Божьей благодатью и самим Богом. Становимся сынами Божьими по благодати.

Наша современная земная жизнь почти всегда проходит в бесконечной суете, шуме. Человек, приходя в храм и выйдя из него, ощущает в сердце и душе покой и благодать. Выйдя за церковную ограду, он сталкивается с массой соблазнов мира сего. Может увидеть и услышать скверные слова, шум автомобилей, увидеть непристойные сцены. Как тяжело нам найти в этом мире тишину. Многие из нас, оказавшись где-то в лесу или на берегу реки Ишима, могут поймать себя на мысли, что нам неловко и неспокойно быть в тишине. Мы отвыкли от тишины и безмолвия.

У многих людей, пришедших впоследствии к Богу, желание прийти к Богу появилось в тишине и уединении. Как-то у одних староверов спросили, почему вы так долго живете, они ответили: «У нас нет никакой информации». И только когда болезнь посетит нас, мы тогда задумываемся над словами Сына Божия: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Евангелие от Матфея 6:33). Голос Божий всегда звучит в тишине. Поэтому нам нужно хотя бы несколько минут в день собрать свои мысли и чувства в молитве. Для этого нам и даны Церковью все молитвенные церковные правила. Сейчас идет Великий Пост – время для воздержания, добрых дел, молитвы. И в это время нужно поменьше вести пустых праздных разговоров, для того чтобы были тишина и молчание в сердце. Тогда Бог произнесет свое слово в нашем сердце.

Если мы не будем стремиться к тишине, тогда мы останемся подвластными к нескончаемому суетному греховному безконечному бегу. Тогда наша жизнь пройдет как сон. Мы вроде бы видим друг друга, а не ощущаем родственную душу рядом.

Сегодня Церковь нам напоминает нам о молчальниках. Таким был Святитель Григорий Палама. Молился, молчал, пребывал в Боге, и Бог прибывал в нем. Дай Бог нам в молчании и тишине познать Его. Аминь.

Иерей Евгений Кравцов

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»