Слово на праздник Преображения Господня

…Велича́ем Тя, Жизнода́вче Христе́,

и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́

пресла́вное преображе́ние...

Величание празднику

СЛОВО НА ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Дорогие братья и сестры. Сегодня каждый верующий человек ликовстует и празднует, вспоминая великое событие Преображения Господа Нашего Иисуса Христа. Каждый из нас в этот великий праздник рассуждает о значении слов Святого Писания, которые проникают внутрь нашего сердца. Евангелист Матфей свидетельствует о том, что Господь, взяв с Собой трех Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там преобразился перед ними. Явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие.

Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: «Господи! Хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии». Почему апостолу вдруг стало хорошо на горе, что он желал остаться там навсегда? Святой Петр возможно и раньше был на этой горе, почему же именно теперь стало ему так хорошо? Произошло это потому, что во время Преображения от Господа воссиял необыкновенный свет, свет Божественный и апостолы, сколько могли, наслаждались им. При Божественном свете везде благодатно: и во мраке светло, и в пустыне не одиноко.

Как же возбудить в себе желание прикоснуться к Фаворскому свету? Рассмотрим одну из сторон воздействия на нас этого света. Как быть готовым к его восприятию? Прежде всего надо иметь между собой любовь и согласие; …кто любит брата своего, тот пребывает во свете… так говорит возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов. Как свет Божественный сиял на горе Фавор, где апостол хотел соорудить три сени, так свет воссияет в тех семьях, где все живут в согласии. Как роса сходит на Ермоне, как роса, сходит на горы Сионские, так нисходит на людей, живущих в любви, благословение от Бога. К несчастью как редко сегодня в нашем атомном мире можно видеть именно такую картину семейной идиллии.

Мы же часто сетуем: и я рад жить со всеми в мире, но это зависит не от меня. И я готов забыть все оскорбления, но меня не только оскорбляют, но и примириться со мною не хотят. Но именно мы, верующие люди должны осознать: только от нас зависит, как мы будем жить с окружающими нас людьми. Как часто мы, кичась тем, что знаем основы молитвы и поста, навыки благочестия и христианского делания, бываем повергнуты тем, что совершенно не можем верно выстроить взаимоотношения в людьми окружающими нас. Как часто мы, поучая людей, как нужно жить по Евангелию, не имеем элементарного понятия об истиной дружбе, уважении друг ко другу.

Хотите проверить свое отношение к ближним? Задайте себе вопрос: как много осталось у вас старых друзей? Известный артист Вениамин Смехов в своей книге «Когда я был Атосом» вспоминает, что в 80-90-х годах XX века в списках самых популярных актеров он с удивлением не находил талантливейших. Первые места традиционно доставались героям «Мушкетеров» и «Гардемаринов». Причина подобного выбора публики ясна: предпочтение отдавалось фильмам, в которых изображались крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка — то, чего не хватает современному обществу.

В одном из древних Патериков приводится следующий назидательный пример. Некий инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы примириться с ним. Но тот не принял его и не отворил ему дверь. Тогда инок отправился к старцу за советом. Выслушав его, старец ответил: «Знаешь ли, отчего брат не захотел с тобой примириться? Ты, идя к нему мириться, самого себя в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты внуши себе мысль, что именно ты согрешил против него, а не он». Инок поступил именно так, как советовал старец. Не успел он толкнуть дверь брата, как тот сам отворил их и встретил его с объятиями.

Тесная дружба связывала первых христиан, когда чадами Церкви становились исключительно те, кто всем сердцем принимал веру Христову. «Вы друзья Мои», — говорит Господь апостолам. Называя их Своими друзьями, Он соединяет их самих тесными узами дружбы. Отсутствие же друзей или нежелание дружбы часто связано с эгоизмом, такой человек ориентирован только на себя, никто другой ему уже не нужен.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о жизни первоапостольской Церкви, говорил: «Друзья дороже отцов и сыновей. Вот дружба, когда кто не почитает своего своим, но принадлежащим ближнему, а собственность ближнего считает чуждою для себя; когда один так бережет жизнь другого, как свою собственную, а тот платит ему взаимно таким же расположением».

Часто мы рассуждаем о нашем личном преображении. Что это? Изменение нашей фигуры? Операция по коррекции внешности? Новые дорогие одежды? Умение грамотно говорить? Хождение в храм? Составляющие этого понятия присущи каждому в меру его личного духовного состояния. Но может сегодня в Преображение этого года стоит подумать и о такой составляющей личного духовного роста как любовь и уважение к ближнему…

На горе преобразивыйся Христе Боже Наш! Соедини любовию наши сердца так, чтобы мы всегда жили в любви и согласии друг с другом. И в этом тоже будет наше личное преображение.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»