В Петропавловске совершена закладка Севастиано-Магдалининского храма

Слово в неделю первую Великого Поста. Торжество Православия

Протоиерей Сергий Викторович Первушин

В первый воскресный день Великого Поста православная церковь празднует событие, которое было установлено в 842 году в Константинополе в связи с окончательной победой Церкви над иконоборческой ересью. Об этом довольно подробно говорится в праздничном Синаксаре. (Синакса́рь или Синакса́рий (греч. Συναξάριον — сборник, собрание) собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом).

Иконоборческая ересь возникла в Византии, когда церковное предание и традиция стали постепенно замутняться влиянием мирского окружения, которое требовало от Церкви большей доступности и понятности. Это означало, что от Церкви требовался такой шаг, который приравнял бы её к чему-то свойственному той эпохе, а значит чему-то временному.

Икона есть изображение Неизобразимого, Невидимого Бога, Который Сам сделал первый шаг навстречу человеку. Он воплотился, стал понятным, видимым и, следовательно, изобразимым. Однако, не всякое изображение может быть названо иконой, даже если понятно, что изображён Христос. В чем же загадка иконы? В течении истории иконография претерпела большие изменения. Возникали и исчезали иконописные школы, менялся стиль письма и т. д. Но самое главное в иконе оставалось неизменным — её предназначение открыть правду о Живом Боге, Который воплотился и стал истинным человеком, а не призраком или галлюцинацией человеческого сознания, и при этом остался истинным Богом. И с этой правдой, которую открывает икона грешному человеку, не стремящемуся изменить себя к лучшему, жить очень тяжело. И мы видим, насколько великим остаётся соблазн жить без Бога и в нынешнее время. Так было и в те далёкие от нас времена. Поэтому иконы жгли, рубили, оскверняли, а их защитников изгоняли и уничтожали. Стоит отметить, что если бы иконопочитание было чуждым христианству делом, то оно бы не устояло. Но стало крепнуть осознание того, что Церкви нельзя без икон, иначе произойдет полное растворение Церкви в мире, который хочет обладать всем, в том числе и Церковью Христовой. Изображения святых и Богородицы на иконах — это, можно сказать, изображение Самого Христа, потому что они своей жизнью в некотором смысле повторили Его жизнь, и воплотили в ней то, чему Он хочет нас научить.

Чтобы этот праздник не остался лишь достоянием истории давно минувших дней, нам необходимо понять, что же Церковь празднует в этот день и быть непосредственными участниками этого великого события.

Торжество Православия — это не торжество сильного над слабым, не победа умного над тем, кто заблуждается, не превозношение одного над другим, это вообще не торжество в обычном смысле слова. Торжество Православия — это торжество Бога, открывшегося в Своей любви всем людям без исключения, никого не отвергающего, но всех зовущего к Себе. Торжество Православия — это торжество правды, а не лжи, любви, а не ненависти, жизни, а не смерти. Торжество Православия — это торжество веры, надежды и любви Церкви, принявшей правду о Воплотившемся Боге и в святых иконах открывшей эту правду всему миру.

Протоиерей Сергий Первушин

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»