Великий канон преподобного Андрея Критского. Приводим размышления иерея Антония Шувакина

Иерей Антоний Шувакин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Великий покаянный канон, преподобного Андрея Критского — уникальное творение этого святого. В предании говорится, что покаянный канон святитель Андрей написал для себя и не предназначал для общецерковного употребления. Сокрушаясь о грехах, архиепископ в поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как переживания собственной души. Глубокое покаяние преподобного Андрея позволило ему создать такой прекрасный труд, который помогает обрести надежду на спасение души. Сознательное понимание личного греха, в подобии творения псалма 50-ого, где Царь Давид осознав своё падение, пишет свой покаянный плач, в котором выражает всю надежду на своего Бога, что именно Он может даровать мир покаявшейся душе. «Я самый страшный грешник, виновный более всех людей», — главная тема Великого покаянного канона. Это утверждение концентрирует на своих грехах и исключает осуждение по отношению к другим людям.

Канон призывает к покаянию. Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?...»

Святитель Андрей в своём произведении сравнивает себя, свою духовную судьбу с Ветхозаветными людьми, где их жизненный опыт, их гибель и спасение напоминает нам о том, как Богоотступничество приводит к смерти, приводит этой трагедии, как частного человека, так и великий народ. И только с пришествием Сына Божьего на землю и Его Крестной смерти, мы видим, что человек может свободно вздохнуть и иметь надежду на прощение.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. (Протоиерей Александр Шмеман).

Читая Покаянный Канон, христианин приобретает надежду и не хочет больше согрешать, но што то как будто не хватает в душе человека, и мне кажется об этом говорил преподобный Серафим Саровский, когда его спрашивали: «Отче почему в наше время нет таких великих подвижников как раньше, это от того, отвечает преподобный, что сейчас нет в людях решимости на христианскую жизнь». Говорил об этом преподобный Серафим ещё в ХIХ веке и актуально по сегодняшний день.

Великий канон читается Великим постом. В первую неделю поста канон разбивается на четыре части и читается с понедельника по четверг на вечернем богослужении. Целиком Великий канон прочитывается на пятой неделе поста в среду вечером — эта служба называется «Стояние Марии Египетской», потому что вместе с каноном читается житие Марии Египетской. Верующие молятся, держа в руках зажженные свечи.

Для того, чтобы по-настоящему «услышать» Великий Канон, требуется, конечно, знание Библии и способность усваивать значение библейских образов. Если в наши дни столь многие находят его скучным и не относящимся к нашей жизни, это происходит оттого, что вера их не питается из источника Священного Писания, которое для Отцов Церкви было именно источником их веры. Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни. (Протоиерей Александр Шмеман).

Аминь.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»