Задачи и перспективы катехизической деятельности

Солодовник А.А.

Доклад Солодовника А.А. на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир»

Сама тональность пленарного заседания Международных Рождественских Образовательных Чтений определилась установкой об особенной важности катехизической деятельности (митрополит Меркурий). Отмечена важность задачи «формирования в епархиях общественно-образовательного актива из православных педагогов и других работников образования».

Постановка такой задачи подкреплена циркуляром Святейшего Синода о необходимости наличия на приходах (благочиниях) штатного помощника по религиозной катехизации. Разумеется, на пути реализации этого указания возникает непростая проблема подготовки и аттестации катехизаторов. Один из способов её решения видится в организации, начиная с 2013 года, выездных (в епархиях) курсов для подготовки катехизаторов. Возможно в этом направлении появятся новые важные указания в рамках готовящегося проекта «Образовательной деятельности РПЦ». Отметим, что на секции посвященной катехизической деятельности штатный сотрудник Синода Ракушин Антон Владиленович подчеркнул, что вопрос о заполнении штатных должностей катехизаторов в епархиях и благочиниях не решается.

Многообразие аспектов и мнений об особенностях катехизической деятельности прослеживается в докладах, озвученных на соответствующей секции. Работу её возглавил митрополит Хабаровский Игнатий. Во вступительном слове он отметил, что сегодня трудноразличимы понятия катехизации и миссия. Граница между ними неуловима.

Наибольшее количество докладов по теме представлено из Хабаровской и Приамурской, Ростовской и Новочеркаской, Санкт-Петербургской и Ладожской митрополий. Очевидно, это связано с постановочной задачей секции. Сразу же отмечу такую специфическую особенность этих округов как наличие духовных семинарий. Это коренным образом определяет специфику самой постановки катехизической деятельности, к которой привлекаются как семинаристы старших курсов, так и преподаватели семинарий и молодые священники. По оптимизму докладчиков чувствуется, что, по крайней мере, в центре этих округов, дефицита в катехизаторских кадрах нет.

Практически все докладчики отмечали, что окончательным итогом катехизации должно стать воцерковлении. В этой связи катехизацию следует разделить на начальную — беседы с оглашенными, родителями младенцев, восприемниками. И длительную — занятия в воскресных школах. В целом время, требуемое на воцерковление, оценивалось в 1–2 года. Разумеется, такая оценка может рассматриваться как нижняя граница длительности процесса.

По поводу постановки и содержания самой катехизической работы можно заметить следующее: количество занятий на местах варьирует от 2 до 4 (соответственно от 3 до 6 часов занятий). Программы занятий вырабатываются индивидуально. На этом фоне постановка такой работы в храмах Петропавловска выглядит вполне респектабельно.

Интересен опыт катехизической работы с оглашенными в Хабаровске. Здесь итоговым моментом бесед поставлено занятие № 4, которое проводится как покаяние в грехах. Занятие проводит священник, по его итогам решается вопрос о допуске оглашенного к крещению. Здесь же разработана памятка оглашенного, в которую включён табель учёта посещения занятий. Ряд материалов такого рода доступен для копирования.

Сложный вопрос о допуске к Таинству Крещения был обсуждён на ряде общих ситуаций. Так существует проблема посещения занятий людьми, проживающими в отдалённой местности или имеющих иные сложности, связанные с работой или с состоянием здоровья. Она решается путем распространения катехизических материалов (по сути содержания огласительных бесед) на электронных носителях с последующим собеседованием крещаемого с катехизатором. Довольно строгие требования предлагается применять к родителям и восприемникам крещаемых младенцев. Занятия должны посещать оба восприемника и по крайней мере один из родителей. Такой подход применяется и у нас.

На секции дискутировался вопрос о недопущении к Таинству Крещения лиц, сознательно пребывающих в грехе. Легко догадаться, что самым распространённым случаем такого падения является блудное сожительство. Как быть с этой ситуацией нам? Первая же беседа с оглашенными, проведённая после Чтений показала, что и у нас такая ситуация отнюдь не редкость и среди оглашенных и среди потенциальных восприемников. Полагаю, что оптимальным было бы решение выносимое священником по итогам исповедальной беседы.

Яркий и своеобразный подход о сущности и условиях воцерковления как итоге катехизации представлен в докладе протоиерея Алексия Уминского, ответственного за катехизацию Богоявленского благочиния Москвы. «Проблемы приходской катехизации и пути их решения». Здесь акцент сделан на решающей роли жизни человека в церковной общине в деле духовного становления его как христианина. Большая часть этого доклада имеется в видеозаписи. Разумеется, представленный путь «воцерковления через радость» не является единственно верным. Тем более, что заметная часть людей приходит в Церковь для «снискания определённости в праведной жизни».

Заслуживает внимания и одобрения доклад иероманаха Димитрия (Першина) председателя Миссионерской комиссии при епархиальном совете г. Москвы. «Связь миссии и катехизации. Конкретные возможности и формы взаимодействия». В нём обсуждена диллема, которую автор обозначил следующим образом: «проблема воскресных школ заключается в элементаризации знаний о Вере и отсутствии обратных связей этих знаний со смыслом существования человека». Автор доклада приходит к выводу, что в современных условиях катехизация по сути предшествует миссии. А сама миссия всё более приобретает характер внутренней миссии (о чём ваш покорный слуга неоднократно говорит в последние годы). Часть этого яркого сообщения также имеется в видеозаписи.

Мысль о неразрывной связи катехизации и миссии была развита и на семинаре «Оглашение и предвенчальная катехизация». В первом же докладе иерея Георгия Казанцева, касающемся вопроса мотивации обращения к Христу, отмечено, что «катехизация связана с миссией, которая даёт нужную мотивацию». В этой связи в современных условиях уместно говорить о работнике православного образования как о «катехизаторе-миссионере». В том же докладе отмечена особая важность участия священников в катехизаторской работе. Однако, аргументация этого требования свелась к тому, что авторитет священника в глазах оглашенных на порядок выше, чем у катехизатора мирянина. Довольно зыбкая, на мой взгляд, позиция! Однако, способ пробуждения мотивации к обучению у оглашенных афористичен и хорош: «сначала человека озадачить, а потом уже обнадёжить». Озадачить можно через входной контроль знаний о вере, способы которого могут быть различны.

Интересное мнение о развитии мотивации к катехизации прозвучало в выступлении иерея Александра Усова (Ростов на Дону) — это мотивания через сострадание к людям находящимся вне Христа. «Ради своего чада некоторые родители готовы на многое; даже на начало духовной жизни».

Предметом обсуждения стала также система подготовки катехизаторов. Внимание было обращено как на практически повсеместное отсутствие штатных катехизаторов в благочиниях и на приходах, так и на неразвитость самой системы подготовки катехизаторов. (Туголуков Д.А.) И если в начале семинара 26.01.2013 было непонятно идёт ли речь о специфической подготовке священников или мирян, то далее проявилась определённость позиции семинара. А именно в направлении подготовки катехизаторов из мирян.

В частности в центральном докладе отмечено, что епархии могут выступать с инициативой создания собственных центров подготовки катехизаторов! Весьма перспективная возможность. Развил эту позицию в своём выступлении иерей Димитрий Симонов (СПБ и Ладожская митрополия) — руководитель ОРОиК митрополии. Он отметил, что для лиц способных к катехизической деятельности (харизматических или просто опытных) достаточен небольшой курс дополнительных дисциплин!

В ряде сообщений представлено своё видение о содержании таких курсов — от довольно пространных (Синодальный ОРОиК), до вполне приемлемых (епархии).

Живой интерес вызвало сообщение иерея Александра Усатова (Ростов на Дону) «Распространённые ошибки катехизатора». Детальный анализ этого выступления был бы вполне уместен на наших последующих встречах.

Подводя итоги уместно заявить, что в Петропавловской и Булаевской епархии к настоящему времени вполне сложились условия для организации школы по подготовке катехизаторов (как для работы с оглашенными, так и для длительной катехизации) для приходов и благочиний.

Предложения в резюме секции:

1. Считать катехизическую деятельность основой в работе приходов с населением епархии, принимая за её содержание работу с оглашенными, длительную катехизацию лиц, принявших крещение, миссионерскую работу.

2. Рассмотреть вопрос о внедрении исповедального собеседования священников с лицами намеренными принять крещение.

3. План работы миссионерского отдела откорректировать в соответствии с задачами внутренней миссии.

4. Приложить усилия по созданию епархиальных курсов подготовки катехизаторов.

5. Разработать план мероприятий по организации катехизической деятельности среди казачества.

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»