Антипасха или Фомино воскресенье

Протоиерей Виталий ДементьевНазвание «Антипасха» означает «вместо Пасхи», или «противоположный Пасхе» — это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимскому уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.

Этот день также называют Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Богослужение в этот день связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое случилось вечером на Пасху — тогда Христа видели только десять апостолов, среди которых не было Фомы.

А второе — «после восьми дней» (после Пасхи) одиннадцати апостолам. Тогда среди них был и Фома. Однако прежде он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Своим явлением апостолу Фоме Воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пригвождённую ко кресту и даже по Воскресении сохранившую нанесённые раны.

Часто люди требуют логических, осязаемых доказательств христианской веры, природе человеческой свойственно желание быть уверенным, получив доказательства. «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Если Фома, знавший Иисуса, не поверил Апостолам, пока сам не увидел, то много ли теперь тех, кто верит, не видев ни Иисуса, ни Апостолов, а уверовав по Евангелию? Потому и блаженны не видевшие и уверовавшие.

По церковному преданию святой апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, завершив жизнь мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключён в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзённый пятью копьями, отошёл ко Господу.

Вся неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина». В народе она именуется также Проводной неделей.

Народное название Фомина воскресенья — «Красная горка».

Начиная с Недели о Фоме, Православная церковь после длительного великопостного перерыва возобновляет совершение таинства Венчания. Жениться на Красную горку — это был повсеместный обычай. В некоторых местностях Красную горку праздновали в понедельник после Фомина дня или же в весенний Юрьев день.

В этот день девушки и молодые женщины водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски. В это время было принято свататься и играть свадьбы. Из-за полевых работ крестьяне играли свадьбы либо до посевной — на Красную горку, либо осенью после сбора урожая.

На Красную горку принято было устраивать гуляния и веселиться, было поверье, что тех, кто в этот день сидел дома, ожидали в скором времени неудачи.

В старину считалось, что супружеские пары, поженившиеся на Красную горку, будут жить долго и счастливо.

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»