Деятельность преподавателей воскресных школ по воспитанию мировоззренческих позиций учащихся (на примере школы в честь прп. С.Радонежского)

Цветкова С.В.

Представьте себе дом без фундамента. Мы увидим перекосы, трещины. Дети, пришедшие в воскресную школу, такой дом. Они приходят из мира — мира полного проблем, конфликтов, соблазнов, обид и разочарований. Они ещё стоят на перепутье, ещё только стремятся обрести православную веру — заложить фундамент. И надеются, что мы, педагоги, им в этом поможем.

Необходимо ясно осознавать: от того, в какой системе ценностей будет воспитан человек, зависит его выбор жизненного пути, его жизненная позиция.

Но воспитание — это не просто бесконечные нравоучения и запреты. Ответная реакция детей может быть самой негативной. В частности, уход от церкви подростков. С этим сталкиваются почти все воскресные школы.

Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл сказал: «Подвиг учителя — это особое служение. Сегодня, как может быть никогда, нравственное измерение подвига учителя, служение учителя является очевидным и категорически необходимым… И здесь, конечно, огромную роль играет личность учителя, нравственные требования к нему самому».

Полная самоотдача учителя делу, которому он служит, его трудовой, жизненный подвиг, именно красота этого подвига может захватить душу ребенка, зажечь ее огнем любви к окружающему миру.

Если же сами учителя будут позволять себе рассуждения «о себе любимых», то есть будут простыми православными обывателями, то дети наши не примут высочайших ценностей своего народа и уйдут от нас в тупик вседозволенного потребительства, где любовь к себе понимается, как простая возможность осуществить свои желания, то есть к эгоизму, не имеющему ничего общего с любовью.

Личная свобода, понимаемая в Православии как свобода выбора, обретается в достижении нравственной свободы, то есть свободы от греха. А любовь к себе является основанием любви к ближнему, это любовь к своему достоинству православного человека, ощущение высочайшей ценности своей личной свободы, неотделимой от ответственности, связывающей нас с ближними.

Одна из Заповедей гласит: «Возлюби ближнего как самого себя». И надо помнить, что здесь слово «как» означает не меру, то есть не больше и не меньше, а качество. Относись к любому другому человеку так, как будто он — это ты сам в других обстоятельствах. Очень важно, чтобы вся жизнь в школе формировала в детях такую любовь и такую ответственность.

Таким образом, учителя воскресных школ должны заложить так мировоззренческий фундамент, чтобы воспитанники прочно стояли на нём в течение всей своей жизни.

В школе в честь прп. С.Радонежского работа в этом направлении строится следующим образом:

1. участие в скаутском отряде «Дельта»
2. формирование исторической памяти
3. познание мира через информационно-компьютерные технологии

Остановимся коротко на каждом направлении.

Скаутский отряд разновозрастной (дети от 10 лет). Жизнь скаутов разнообразна. Это и летний отдых в лагерях, и тематические сборы, и паломничество по святым местам.

Цель: научить ребят быть активными, не отсиживаться в сторонке, не прятаться за чужими спинами, а брать ответственность на себя, быстро и эффективно с любовью делать то, что нужно в данный момент, отстаивая свои ценности.

В летнее время обычно организуется 4 лагеря: «Рыбный», оздоровительный (Имантау, Боровое), военно-трудовой (только для мальчиков), «Звёздный». Жизнь в лагере постоянно сопровождается молитвой, знакомством с житиями святых. А главное, дети оказываются в условиях, когда нужно всё делать самим. На практике проверяются Божьи заповеди: и возлюби ближнего своего, и не укради, и не произноси имя Господа всуе и т. п. Терпение, смирение, послушание, ответственность — качества воспитываемые в походных условиях. В остальное время года проходят тематические сборыскаутов. Например, традиционными стали сборы, посвященные георгиевским кавалерам (9 декабря); дню воинской славы (18 апреля); важнейшим историческим событиям (400-летие Романовых; 200-летию Отечественной войны 1812 года и др.). Материалы, презентации, викторины готовят сами скауты.

Ещё одно направление работы нашей школы — это формирование мировоззренческих позиций через историческую память.

Одна из проблем состоит в том, что детям в современной школе больше не прививают чувства истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка чувства истории. Ведь чувство истории — это деятельная любовь к Родине; это сопричастность и ответственность; это накалённая, яркая вера; это долг… Символы веры, завещанные предками, должны вызывать «священный трепет»; ушедшие в вечность герои звать к новым подвигам и свершениям!

Человек должен помнить, откуда он родом, зачем пришёл в сей мир, на чьих плечах стоит, и что должен передать детям.

Чувство истории очень важно для мировоззрения человека, и его надо прививать детям.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, особенно времен христиан, о том, как люди жили и мыслили, в какие ошибки и западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славу и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за первой же философией или образом жизни, с которым столкнется.

Историческую память, чувство истории формируем, проводя церковно — исторические олимпиады.

За последние 4 года проведены 6 олимпиад: 65 лет Великой Победы; русско-турецкие войны XVIII–XIX веков; 200 лет Отечественной войне 1812 года. Олимпиада 1812 г. проводилась в рамках интеллектуальной игры «Наше наследие» (организатор ПСТГУ г. Москва). Победители II тура олимпиады участвовали в финальной игре в г. Москве. Олимпиада, посвящённая 260-летию г. Петропавловска; олимпиады, посвященные 400-летию победы над польско-шведскими интервентами и 400-летию династии Романовых. Участниками олимпиад являются подростки воскресных школ нашей епархии, воскресных школ Степногорска, Кокчетава, Тараза, Лернера. (За что им огромная благодарность). Число участников от 40 до 90 человек. В этом году участником олимпиады «Романовы. Венценосная династия» стала Истомина Мария, ученица 8 класса г. Магадана.

Одним из глобальных препятствий в формировании православного мировоззрения многим видится компьютер и интернет. С этим можно согласиться. Но как быть с той частью детей, которые уже, по вине нас — взрослых, «пристрастились» к компьютеру. И мы, как нам кажется, нашли выход из этого тупика. На компьютере нужно приучать не играть, а работать. Мы предлагаем ученикам создавать компьютерные игры и учебные пособия по православию. Так, Березина Лиза, ученица 9 класса к Пасхе подготовила игру-викторину, а Червоносов Сергей — пособие по изучению храма для начинающих алтарников. И теперь наши дети в свободное время бегут в компьютерный класс, чтобы для младших ребят создать игру или для скаутского сбора подготовить презентацию.

«Наслаждаться — значит любить что-либо ради него самого, а пользоваться — значит любить ради чего-то другого» (Августин. О христианском учении, 14).

«Добрые люди для того пользуются миром, чтобы наслаждаться Богом; злые же люди для того пользуются Богом, чтобы наслаждаться миром» (Августин. О Граде Божием. 15, 7).

Поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, а мы уж должны этим воспользоваться и научить наших воспитанников.

Мира всем и благоденствия.

Роль педагогов воскресной школы в формировании мировоззрения подрастающего поколения

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»