Историческая перспектива проповеди святых братьев в землях славян

Цветкова С.В. Доклад на конференции посвященной Дню славянской письменности и культуры Цветкова С.В.

 

24 мая — великий день для всех славянских народов. Празднование памяти святых Кирилла и Мефодия — это наша память о начале русской письменности и культуры, о начале русского народа, как народа исторического, имеющего свою уникальную миссию. Основоположниками славянской письменности были братья Кирилл и Мефодий.

 

Какими же были равноапостольные братья? Кирилл (Константин в миру) и Мефодий родились в Македонии в городе Солуни в семье знатного рода и воинского звания. К военной карьере готовили и братьев. Старший, Мефодий, действительно, по окончании образования вступил в военную службу, прославился в битвах и был правителем одной славянской области, но затем оставил мир и принял иночество в обители на горе Олимп. Константин же с детства полюбил книжную премудрость и выказывал удивительные способности. Латинский язык он выучил сам.

Ему в руки попала книга Григория Богослова на латыни, привезенная отцом из похода, а дома уже была эта книга на родном греческом языке. Целыми днями сидя над этими книгами и сопоставляя греческие и латинские слова, он и овладел незнакомым языком. Он получил превосходное образование при царском дворе вместе с малолетним императором Михаилом III, где пользовался уроками знаменитых ученых Льва Математика, будущего патриарха Фотия.

Затем был Константин и библиотекарем самой главной в империи библиотеки, и профессором философии столичного университета, и участвовал в дискуссиях с иконоборцами, в том числе с бывшим патриархом, знаменитым противником икон Иоанном Грамматиком, вел диспуты о вере с мусульманскими богословами, и не ради интеллектуальной забавы или собственной славы, а ради возвращения на родину пленных греков, и недаром получил он уже тогда почетное прозвище Философа, — а было ему в то время немногим более 20 лет…

Но братья оставили спокойное место ради христианского просвещения новых народов. И путь этот не был легким: это и проповедь христианства в Хазарском каганате и Великой Моравии, опасный для жизни диспут с мусульманами в Багдаде и, откровенные гонения со стороны латинян, и поддержку Римских пап, и раннюю смерть в Риме Св. Кирилла, и епископскую хиротонию Св. Мефодия, и трёхлетнее заключение его в немецкой темнице. Главное на этом пути — поездка к южнорусским славянам. И раньше Константину случалось крестить и учить болгар и их родственных соседей, но теперь во всей огромности встала для него задача — дать этим народам Писание, и дать Его на их родном языке, дать возможность этим народам совершать богослужение, слушать и читать Слово Божие.

Лишь на трех языках существовало тогда Священное Писание: на древнееврейском, греческом и латыни, и уже делались попытки объявить эти языки священными и единственно допустимыми для отображения откровения. Дескать и надпись на Кресте распятия была сделана на этих трех языках. Понадобился великий — равноапостольный подвиг святых братьев, чтобы на Нем появились славянские буквы: «I. Н. Ц. I.»…

В отличие от латинских миссионеров братья создали славянскую азбуку и перевод Священного Писания бескорыстно.

Латинские же миссионеры, шедшие на земли славян из Германии, преследовали противоположные цели: подчинить славян — через насаждение непонятных латинского богослужения и латинской книжности — совершенно чужой культуре и власти немецкого императора. Для славян оставлялись только физический труд и покорность немецким церковным и светским феодалам, а славяне, желающие и имеющие возможность приобщиться к культуре и книжности, должны были делать это на латинском языке, фактически оторвавшись от своего народа и его культуры. Фактически это было уничтожение самобытности славян под формальным предлогом миссионерства.

В чём же была важность христианской проповеди славянам? В том, что великая церковная культура (богослужение, книжность) была дана славянам на их родном языке. Это позволило образованной части славянского общества в очень короткий срок без языкового барьера погрузиться в атмосферу этой культуры, проникнуться ею и включиться самим в творческий процесс её созидания. Это позволило уже через 2–3 поколения всему славянскому обществу воспринимать эту культуру как свою, а не как иностранную.

По словам П. А. Флоренского, «на долю народа русского выпало редкое счастье получить христианство тогда, когда еще не успели выразиться черты национального самоопределения. Христианство не сталкивается здесь ни с оформившимся учением, ни с богатым культом какой-либо религии… Самый язык, еще не запятнанный и гибкий, доверчиво дает устроить из себя сосуд благодати».

Так какова же историческая перспектива проповеди святых братьев в землях славян?

  1. Крещение Руси
  2. Объединение русского народа из разрозненных племен и родов обширной территории на основе Веры и Книги.
  3. Создание единого Российского государства
  4. Объединение трех славянских народов: русского, белорусского и украинского
  5. Сохранение русского народа во всех испытаниях, начиная от нашествия монголо-татар и немецко-шведских рыцарей до Наполеона и Гитлера.

Молитва и Вера спасали русский народ, всех православных! (примеры событий ВОВ).
И сегодня мы не должны забывать о том, что благодаря Кириллу и Мефодию, русский народ и русский язык причислены к великим.

  • Слава вам, братья, славян
    просветители!
    Церкви Славянской Святые отцы,
    Слава вам, Правды Христовой
    Учители,
    Слава вам, грамоты нашей творцы!
    Будьте ж славянству звеном единения,
    Братья Святые Мефодий — Кирилл,
    Да осенит его дух примирения
    Вашей молитвой пред Господом сил!
    А. Хомяков

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»