Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

3 и 4 июня духовенство и прихожане Вознесенского кафедрального собора собрались единодушно вместе и встретили праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы явило совершение Нового Завета Бога и человека; со дня Пятидесятницы Святой Дух непрестанно пребывает в Церкви Христовой (особым присутствием), как Утешитель, Дух Истины; этот День принято называть Днем Рождения Церкви.

На иконах Сошествия Святого Духа данное событие бывает представлено следующим образом.
В центральной части композиции — апостолы, как правило, расположенные на полукруглой скамье. Среди них апостол Павел, хотя в День Сошествия Святого Духа он ещё не был членом Церкви, и более того, в первое время существования Церкви был её гонителем. Этим иконографическим решением подчеркивается, что Святой Дух сошел на апостолов не просто как на ближайших учеников и последователей Христа, а как на членов Церкви, на Церковь (Он и сейчас пребывает в ней непрестанно).

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Форма скамьи гармонирует с формой круга, а круг нередко используется в иконографии в качестве Божественного символа (вспомним, что на иконе «Троица» преподобного Андрея Рублёва внешние контуры ангелов, символизирующих Бога-Троицу, образуют круг). Незамкнутость круга указывает на то, что Церковь Божия открыта для всех людей.

Центральное место на этой скамье (зрительно — оно самое высокое) не занято ни одним из апостолов, в знак того, что Господь незримо присутствует среди них и именно Ему принадлежит «центральное» место. На некоторых иконах этого типа в центре, между апостолами, изображается Божья Матерь, как Небесная Царица.

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Огненные языки, изображенные при апостолах, символизируют благодать Святого Духа (Деян.2:2-3). Иногда эта идея передается при помощи изображения лучей, исходящих на апостолов из Небесной сферы, представленной в верхней части иконы.

В нижней части икон изображается тёмный проём с таинственной фигурой внутри. Кого именно символизирует этот образ? Визуально он представляет собой человека в царских облачениях, который держит плат, на нем — 12 свитков. Иногда этот иконографический образ объясняется так: он олицетворяет собой тех людей, которые пока ещё не приняли Христа и не вошли в состав Церкви. В этом отношении 12 свитков толкуются как символ ветхозаветной проповеди, а иногда и как символ естественного откровения Божия, доступного, как известно, всем без исключения людям (на это наталкивает и таинственная надпись «космос», нередко воспроизводимая в приложении к данному персонажу).

Здания символизируют иерусалимские постройки, а в более глубоком толковании — Горний Иерусалим, Небесные обители.

Полиелей на вечернем богослужении и Божественную Литургию возглавил протоиерей Сергий Первушин. Ему сослужили: иерей Максим Абдулхасанов, диакон Владимир Бартоль и диакон Алексий Александрович. За богослужением звучали песнопения в исполнении архиерейского хора под управлением Анны Затай.

День Святой Троицы. Пятидесятница. О единстве Церкви

Ин.7:37—52, 8, 12
(Протоиерей Вячеслав Резников)

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Сегодня мы вспоминаем тот день, когда Святой Дух сошел на первых учеников Христовых. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1?4). Апостолы получили не только дар языков, но и другие обещанные дары: «Именем Моим будут изгонять бесов», «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17?18).

Подобные дары и раньше давались людям. Вчера, например, на вечернем богослужении мы слышали, как Бог послал Духа Своего на 70 избранных Моисеем мужей. А когда Дух Божий почил на Елисее, он смог и разделить иорданские воды, и от проказы очистить, и даже мертвого воскресить. И сами Апостолы еще до Пятидесятницы и бесов изгоняли, и огонь могли сводить с неба, и другие чудеса творить.

Но в Пятидесятницу совершилось великое и небывалое. В этот день Дух Святой сошел не для того, чтобы совершить какое-либо дело Промысла Божия. Вчера на утрени мы слышали слова, которые Господь еще никогда и никому не говорил: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21—23).

А сегодня Он обращается ко всем тем, к кому послал своих Апостолов: «Кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7:37—39).

На израильских старейшин Святой Дух излился, чтобы дать народу мудрых судей. На пророка Иону Он сошел, чтобы отвратить от греха жителей города Ниневии. А в Пятидесятницу Святой Дух излился, дабы положить на земле начало Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Поэтому Он излился только на учеников Христовых, на тех, кто единодушно пребывал в одной горнице, под одной крышей, в едином молитвенном устремлении к Богу. Так Святой Дух сошел только в один единственный день, в одном единственном месте. На земле открылся один единственный источник живой воды, призванный напоить всю жаждущую вселенную.

Однажды, еще до Пятидесятницы, Апостол Иоанн спросил: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» (Мк.9:38). Господь тогда ответил: «Не запрещайте ему». Теперь же Святой Дух подается только через тех, кто получил его в Пятидесятницу, подается или по их молитвам (Деян.8:15), или при их проповеди, как у Корнилия сотника, или сразу после крещения.

Почему же лишь один такой источник? Да потому что Бог Един, и путь к Нему может быть только единым. Чтобы жаждущие знали, куда идти; чтобы имеющие могли в простоте сердца дать, а не имеющие — не сомневаясь, получить. И когда преемник Апостолов, епископ или священник, помазал нас после крещения Святым миром, со словами «печать дара Духа Святого», — мы получили ту же благодать, что и Апостолы.

Оно в нас, это семя, полное животворящей силы. Оно прорастет и принесет плоды Духа, такие же, как и в Апостолах, — если только мы потрудимся сделать землю своей души не такой холодной и сухой, как она есть.

Подумайте, какое сокровище мы носим в себе, и какая страшная ответственность лежит на нас, если Посеявший придет и увидит его в небрежении, среди всякой нечистоты! Подумайте, какая страшная будет беда, если Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы — сами по себе, со своими страстями, со своею суетой; если земная жизнь пролетит, а небесная так и не начнется?

Царю Небесный, очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша!

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы) Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)

Категория: 

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»