Выступление Ващенко Галины Семёновны, руководителя сектора церковно-приходских школ Екатеринбургской митрополии

В данной статье приведены выдержки из материалов VIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии «Значение подвига Царской Семьи для современного воспитания и образования». Предоставленные труды, несомненно, полезны не только педагогам, преподающим ОПК, но и всем преподавателям и родителям.

Ващенко Галина Семёновна

Духовно-нравственное взаимодействие учителя и ученика в церковной школе по образу Царской Семьи

Основой отношений между учителем и учеником в церковной школе является принцип духовно-нравственного педагогического взаимодействия. Факторы духовной жизни ребёнка во все периоды детства включают в себя: участие в Таинствах Церкви, молитву соборную и личную, пост, духовную среду, духовное чтение, пример благочестивой жизни родителей. Через участие во всех элементах церковной жизни и проявляется духовное взаимодействие учителя и ученика, но самым важным из них является евхаристическое общение.

Наивысшим плодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой и призвано всё дело православной педагогики. Центром обращённости христианской жизни и православной педагогики является Церковь.

В центре педагогического процесса стоит ребёнок — развивающаяся личность, несущая в себе образ Божий, призванная достигнуть богоподобия и унаследовать Царствие Небесное. Единство духовных и нравственных ценностей задаёт нам Сам Господь через дарование Заповедей.

Нравственная сфера — это сфера человеческих отношений. Нравственность понимается как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. В нравственной сфере жизни проявляется то, насколько глубоко усвоены духовные уроки. С точки зрения педагогики, задача в том, чтобы воспитать человека в единстве духовных и нравственных ценностей.

Только в единстве решения духовных и нравственных задач можно достичь результата. Именно так было в Царской Семье: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога» (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).

Родители (Император и Императрица) — образец для детей. А далее — целенаправленное воспитание нравственности, твёрдое, вплоть до самоотречения, воспитание послушания (истинного: не из страха, а из-за боязни огорчить), внушение понимания важности труда, привитие бережливости к вещам, ограничение порочных знакомств. Одно из самых важных действий — это воспитание патриотизма и безграничного милосердия, помощи ближним: «Самопожертвование — это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).

Царская Семья — это малая Церковь, в которой родители взяли на себя обязанности наставников, это семья в которой воплотился принцип духовно-нравственного взаимодействия. Для Императора и Императрицы Бог — это объединяющее семью начало: «Как счастлив дом, где все — дети и родители, без единого исключения — вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).

Как свидетельствуют современники, минуты отдыха Государь проводил в кругу любящей семьи, старался на время забыть, что он — царь, и быть только отцом. Государь был для детей одновременно Царём, отцом и товарищем. Её величество, как заботливая мать выстраивала воспитание своих детей, выбирая им книги и занятия, учителей, распределяя их день, самостоятельно читая и работая с ними.

Святая императрица писала в своих письмах о воспитании детей: «Великое дело взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть. Великое дело — пестовать их, формировать их характер — вот о чём нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти… для Бога».

В этой Семье допускали к воспитанию детей верующих педагогов, людей высокой нравственности. Святые родители учили своих детей до самых последних дней жизни, потому что перед святым Императором и Императрицей стояла цель не подготовки детей к взрослой жизни, которую в большинстве случаев ставят перед собой родители, а подготовка детей к вечной жизни? Главным для них было детоводительство ко Христу.

Деяние Архиерейского Собора 2000 года гласит: «В последнем православном российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни Заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их кончине 4/17 июля 1918 г. был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».

Воспитание детей в Царской Семье было направлено на развитие в детях веры: «Самое доброе дело, которое может учитель сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей» (из Духовного дневника императрицы Александры Феодоровны).

Итогом работы круглого стола руководителей церковных школ в июне 2012 года стали следующие предложения по разработке темы Царской Семьи в рамках церковной школы: акцентировать внимание учащихся на семейных ценностях, соблюдать особое почитание святых покровителей Царской Семьи, изучать житие святых царственных страстотерпцев, соотносить школьные мероприятия с календарём Царских дней. Возможно проведение тематического родительского собрания, оформление в школе «Царской гостиной», которая будет одновременно и местом проведения мероприятий, связанных с памятью святой Царской семьи, паломничество по святым местам, связанным с Царской Семьёй (Храм-на-Крови, Ганина яма, Тобольск), посещение в течение учебного или в рамках летней площадки музея Храма-на-Крови, музея Патриаршего подворья. Воспитанию детей будет способствовать ознакомление с произведениями святых Царственных страстотерпцев (письмами, дневниками, стихами), рассматривание портрета, рассматривание иконы в сравнении с портретом. Каждый урок может быть заключён выводами о воплощении высоких примеров в жизни наших воспитанников.

Сегодня особенно важно духовное состояние учителя, динамика его духовного роста по образу подвига Царских Родителей, Царской Семьи. Их пример, их молитвенное заступничество будет помогать каждому из нас выполнять задачу духовно-нравственного воспитания детей.

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»