Значение церковно-приходских школ II ступени в духовном воспитании подростков

Доклад Богдановой Алены Анатольевны — методиста отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии

Богданова А.А.

Все большее место в рассуждениях о развитии церковных школ стала занимать школа II ступени, уже несколько лет идет поиск путей ее развития.

Учениками школы II ступени становятся те учащиеся, которые прошли программу 1 ступени и сдали выпускные экзамены. Основной целью школы II ступени становится воцерковление и подготовка детей к активному совершенствованию в духовной жизни при водительстве духовника. Кроме продолжения изучения основ веры, подростки привлекаются к активной деятельной и осознанной церковной жизни.

В церковной школе необходимо обеспечить условия для следующих видов деятельности:

  • Литургическая жизнь
  • Церковное служение
  • Обучение
  • Досуг, внебогослужебная среда общения

При выстраивании работы по этим направлениям, необходимо понимать место по значимости каждого из них, иерархию.

Учебная форма работы в этом возрасте имеет меньшее значение, чем внеучебная. Важно помнить о ресурсах работы: прежде всего это — человеческий ресурс, но и без материального нам не обойтись.

Еще одно важное условие в работе с подростками — связь с жизнью прихода, без нее не выстроить среду их общения, их служение. Где получается создать школу II ступени? Там, где есть преемственность: дети — молодежь — взрослые. Тогда подростки стремятся не уйти из школы, а перейти в другое качество.

Подросткам необходима интеллектуальная нагрузка. В отделе церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии создано программное обеспечение для учебного процесса в школе II ступени:

  • Программа по нравственному богословию
  • Программа по Истории Церкви
  • Программа по сравнительному богословию

Создается и еще одни программа «Собор Екатеринбургских святых». Цель ее — активное вовлечение подрастающих детей в церковную жизнь. Рекомендуемые формы занятий: беседы, диспуты, конференции, краеведческие экспедиции, проблемно-поисковые семинары, музейные и архивные занятия способствуют повышению интереса подростка к жизни Церкви.

Главная задача епархиальной работы — развитие школ на приходах. Для этого много сделано и продолжает делаться: Архиерейские литургии с участием церковных школ, Фестиваль детских хоров в честь св. вмц. Екатерины, Епархиальный слет певчих и алтарников, детско-юношеская богословская конференция, интеллектуальная олимпиада, великопостный концерт, выставки детского творчества и др.

В резолюции VI Епархиального съезда православных законоучителей 2010 года было записано: «Церковно-приходская школа II ступени — предмет особого попечения прихода. Подростковый возраст — период внутреннего перелома и часто отторжения юного человека от Церкви. Он требует особого нашего внимания…. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы подростки участвовали в богослужении, чтобы они полюбили Евангелие, приобретали навык постоянного самостоятельного чтения, научались жить по нему. Церковно-приходская школа II ступени — связующее звено между детской воскресной школой и молодежной организацией, важная часть приходской катехизации. Она обеспечивает вхождение подростка в церковное молодежное братство».

Сегодня можно констатировать, что церковно-приходская школа II ступени имеет первостепенное значение!

IV межепархиальный семинар преподавателей Воскресных школ по проблеме «Особенности организации и воспитательной работы со старшеклассниками в Воскресной школе»

Система Orphus

Вознесенский кафедральный собор г. Петропавловск | Православная социальная сеть «Елицы»